Посмотрим на вопрос иначе: "Почему мальчики намного реже становятся отличниками в школе?"
Что касается России...
По поводу девочек `уже общественные ожидания, что позволяет им концентрироваться на учёбе, в отличие от мальчиков, которым
— необходимо иметь интересы и хобби вне школы — не случайно у стыдного ярлыка "ботаник" мужской род;
— приходится драться друг с другом в разных местах, и школа не исключение; иногда в целях самозащиты, иногда чтобы продвинуться по неформальной иерархии;
— приходится рисковать здоровьем, потому что это всячески поощряется и служит индикатором твоей мужественности, мальчики не приучены ценить собственную жизнь и склонны к авантюризму, тем более что это может дать статус героя;
— приходится соответствовать широчайшим гендерным стереотипам и ролевым моделям, представленным в массовой культуре. Тот же спорт — ходишь в секцию ➡ можешь стать чемпионом ➡ будешь нравиться девочкам ➡ гордость класса
Понятно, что всё это отнимает время и силы, которые можно было потратить на учёбу.
В условиях гендерного неравенства девочкам не нужно многократно подтверждать свою женственность — достаточно рамок гендерных стереотипов и традиционных гендерных ролей. В России даже существует феномен невесты с дипломом (иногда красным), ибо от девушек не ожидают, что они построят карьеру или нацелятся на социальное лидерство. Зато варить борщ мужу в 6:30 утра на веранде загородного дома в хайлайтере и консилере (а образование нужно, чтобы поддержать светскую и не очень беседу) — буржуазная (и гендерная) мечта тысяч россиян(ок).
Ведь даже амплуа плохого мальчика может принести дивиденды ("зато он...") и неформальное влияние среди ровесников и ровесниц.
Плюс в отношении женщин действуют (сексистские, но что с того) поблажки "бабы дуры, что с них взять", тогда как мужчины могут стать заложниками собственных амбиций: тебе больше всех надо? самый умный, что ли? сиди и не высовывайся.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Если же брать общества, свободные от гендерных стереотипов и предубеждений, то обычно там нет никаких проблем с мужской успеваемостью, прилежными учатся быть все и имеют примерно одинаковые возможности для реализации интеллектуального потенциала.
Как правило к 10-му классу ситуация выравнивается: из школьной параллели выветриваются представители люмпен-пролетариата и уходят первые трудности пубертатного периода — так что подросток уже не занят поиском себя и может сосредоточиться на учёбе.
Многое зависит от стратегии школьного руководства. Если оно стремится создать эгалитаристскую среду и минимизирует вред неформальной школьной иерархии, то статистика отличников и отличниц в такой школе не сильно разнится.
Не могу не привести высказывание моей учительницы математики Марь Ивановны:«Девочки должны хорошо учиться! Мальчики что, они если что вагоны разгружать будут, а вот у вас такого выбора нет».
Только дело не в природе, а в воспитании, социализации. А она, социализация, да, разная.