Эксперт по цифровой трансформации. Личные... · 8 окт 2021
Одна из причудливых версий происхождения Шейха Мансура - предводителя народно-освободительного движения горцев Кавказа в конце XVIII века, первого имама Северного Кавказа - состоит в том, что он на самом деле был уроженцем области Монферрат в Северной Италии. Ныне это провинции Алессандрия и Асти в регионе Пьемонт.
Впервые версия "итальянского происхождения" Шейха Мансура была опубликована 20 февраля 1881 года в еженедельнике "Fanfulla della domenica" (Рим) неким Алессандро д'Анкона. В России эта версия впервые была, по-видимому, использована в приключенческой статье "Авантюрист 18-го века", которая появилась в журнале "Русская мысль" (1884, кн. 7) за подписью некого М.
Согласно этой версии, шейх Мансур - это проповедник Джованни Батиста Боэтти, авантюрист из местечка Пьяццано, что на склоне горы Сион в Пьемонте, недалеко от Казале-Монферрато.
Вот, например, как описывается "итальянский" вариант биографии Мансура-Боэтти в статье "Шейх Мансур: миф и человек", опубликованной в журнале "Русский дом" (№ 1, 1997):
Пылкий юноша, по праву занявший место в ряду выдающихся авантюристов своего времени, рано покинул отчий дом, путешествуя по Европе. Побывал он и врачом, и солдатом, и доминиканским монахом. Увлекшись ригористским учением Савонаролы, Боэтти пытается проповедовать и сам. Одна из первых его проповедей в Венеции, направленная против девиц легкого поведения, заканчивается безобразной дракой и тюрьмой. При этом возникшую потасовку девицы объясняли нежеланием монаха оплатить им соответствующие услуги. Высланный со скандалом из Венеции, Джованни оказывается на Кипре. Здесь он вновь попадает в тюрьму, уже турецкую, за неосторожные слова о пророке Мухаммеде. В последующих странствиях судьба забрасывает его вплоть до Санкт-Петербурга, в котором он умудрился попасть на аудиенцию к всесильному Григорию Потемкину и предложить ему план завоевания Константинополя. Всюду непонятый и полностью разочаровавшийся в христианских правителях Джованни возвращается на Восток в сопровождении француза Клеопа Гевено, неаполитанца Камило Рутиглиано и ближайшего своего сподвижника Самуила Гольденберга из Германии. И здесь с ним происходит чудесная метаморфоза - исчезает ревностный доминиканский проповедник и вот в 1785 году в горах Курдистана появляется страстный мусульманский пророк Мансур. Невиданные здесь молитвенная истовость, благочестие и красноречие привлекают к нему со всех сторон толпы верующих. Составив из них более или менее боеспособный отряд примерно в сто человек, силы которого, однако, постоянно возрастали, Мансур начинает громить окрестные турецкие гарнизоны, мстя, видимо, за кипрские обиды. Примерно в это же время он пишет в одном из своих писем отцу: "Если угодно Богу, я увижу падение Константинополя, а за ним и падение папского Рима, так как папа римский, константинопольский муфтий и шериф Мекки - одинаковые невежды и обманщики, слепые вожди слепцов. Придет время и погибнут все Вавилоны". Но вот Мансур решает оставить в покое турок и по наущению то ли своих ближайших сподвижников, то ли сил и вовсе находившихся далеко за пределами Кавказа, перебирается в российские пределы. Здесь его проповеди и воинственные призывы находят наиболее благодатную почву среди весьма склонных к архаичной героике и исламскому мистицизму чеченцев. В опоре на них задумывает он создать единое горское воинство. Активность Мансура простиралась от Кизляра близ Каспия до Анапы на Черном море. Но все понапрасну! Не перевелись тогда еще богатыри на Руси! В Анапской крепости, взятой штурмом в 1791 г. генералом Гудовичем, он и был пленен. Пленника привезли в Царское село, где тогда находился двор. Рассказывают, что его специально водили около дворцовой колоннады взад и вперед под окнами, чтобы на него могла полюбоваться матушка Екатерина. Далее путь нашего героя лежал в Соловецкий монастырь, туда, где успокаивались духом многие гордецы. Отсюда 15 сентября 1798 года он направил и последнее письмо с просьбой о прощении своему престарелому отцу. Подписано оно именем "Джованни Батисты Боэтти, проповедника". Таков вкратце жизненный путь знаменитого на Кавказе Шейха-Мансура.
Общепринятая версия биографии Шейха Мансура гласит, что он происходил из чеченского тейпа элистанджой и появился на свет в 1760 году в одном из поселений на территории нынешнего Веденского района Чечни. В 1791 году он был пленен царскими войсками и приговорен к пожизненному заключению в Шлиссельбургской крепости, где и скончался в апреле 1794 года. Эта версия встречается во многих достоверных источниках, например, в переписке Екатерины II с Григорием Потёмкиным (см.: Екатерина II и Г. А. Потемкин. Личная переписка (1769-1791). - Директ-Медиа, 2010).
Тем не менее, "итальянская" версия происхождения Шейха Мансура стала очень популярной в России, многократно использовалась в трудах историков и литераторов. Судя по всему, и в Италии есть поклонники этой версии. Так, на сайте отеля Canonica dei Templari, который расположен в местечке Пьяццано, указано, что эта гостиница:
"находится в историческом регионе Basso Monferrato, в небольшой деревне Пьяццано, известной как место рождения выдающегося персонажа, который доминировал в хрониках XVIII века в России Великой Екатерины: Джованни Баттиста Боэтти, который по имени «Пророк Мансур» сумел поставить себя во главе армии, которая в Армении, Грузии и Черкесии переходила от одной победы к другой в восстании против центральной власти. Мемориальная доска, увековечивающая его подвиги, находится на здании фермы около нашей гостиницы". (http://www.canonicadeitemplari.com/1/chi_siamo_702614.html)