Когда Заволжский моторный завод был основан в конце 50-х годов, на нем начали выпускать двигатель ЗМЗ-13 для автомобиля "Чайка". Для своего времени этот мотор имел вполне нормальную мощность 195 лошадиных сил при рабочем объёме 5,5 литров. Для сравнения, первый V-образный 8-цилиндровый двигатель, который начали устанавливать на Мерседесы S-класса десятью годами позже, развивал мощность 250 лошадиных сил на 6,3 литра рабочего объема.
Также важно понимать, что любое техническое решение является компромиссом. Например, чтобы снять больше мощности с того же рабочего объема, с одной стороны, нужно увеличить нагрузку на детали двигателя: увеличить степень сжатия, повысить рабочую температуру, увеличить скорость вращения коленчатого вала, применить наддув. С другой стороны, для увеличения скорости вращения и уменьшения инерционных потерь нужно облегчить детали шатунно-поршневой группы, а возросшая степень сжатия требует более эффективного охлаждения, значит нужно увеличить каналы, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, и сделать стенки цилиндров тоньше, то есть, при использовании тех же материалов, детали двигателя станут менее прочными. С ростом мощности увеличиваются требования к точности производства. Конструкция усложняется, что затрудняет ремонт двигателя. Более мощный мотор дороже в производстве и потребляет больше топлива.
Поэтому как базовый двигатель для представительского автомобиля конца 50-х - начала 60-х ЗМЗ-13 был совсем не плох. Но время шло, американские производители в борьбе за покупателя начали производить масл-кары, тот же Мерседес имел версию AMG, с двигателем объемом 6,8 л, развивавшим 435 л.с. Но в социалистическую модель экономики как её понимали у нас в стране такие автомобили, видимо, не вписывались. Поэтому "восьмёрку" ЗМЗ лишь слегка модернизировали время от времени, прирост мощности у новых поколений двигателя был небольшим.
Большая же часть двигателей, производившихся на ЗМЗ, предназначалась для грузовиков и военной техники. Мощность этих двигателей, по сравнению с теми, что применялись на "Чайках" была ещё снижена для удешевления производства, уменьшения расхода топлива и увеличения ресурса.
Хотя конструкторы постоянно изучали перспективные технологии, например впрыск топлива, на выпускаемой продукции это мало отражалось. Наверное, это было связано с консервативностью чиновников, руководивших автомобильной промышленностью. Завод дожил до перестройки, держась вдали от мировых тенденций. А к тому времени, когда отечественные производители с большим или меньшим успехом адаптировались к рыночной экономике, время бензиновых V8 уже прошло. Сейчас даже многие производители суперкаров отказываются от их производства в пользу гибридных силовых агрегатов на основе небольших моторов. Так что современный российский V8 на легковых автомобилях мы уже никогда не увидим.
Огроомное спасибо. Очень долго ждал ответа на этот вопрос. Мало у нас тут механиков.
Первое - низкая степень сжатия, второе - тяжёлые малокрутибельные детали, третье - не было нужды делать маслкар, нужен был просто мощный двигатель но без излишеств.