Представьте, что у вас есть ребёнок, и вы приходите с ним в магазин игрушек. Он увидел красивую игрушку и попросил купить, но вы отказали. А ребёнок капризный, он начал плакать и даже капризничать, упал на пол и стучит ногами и руками в истерике. Его страдание понятно и правдиво. Он не притворяется, а искренне страдает от того, чего у него нет. Может быть весь его мир в этот момент сжимается до размеров этой вещи, которую он хочет, но не получает. Вы же как взрослый человек не упадёте из сострадания рядом с ним, чтобы так же кричать и плакать, так же истерить. Наоборот, вы может быть даже улыбнётесь, скажете: «Какой же ты у меня ещё глупенький. Плачешь из-за какой-то игрушки.» Вы постараетесь объяснить причины, по которым в данный момент игрушки у ребёнка нет. Постараетесь успокоить его ум. Разъединить его сознание и игрушку. Вот это и есть сострадание в буддийском смысле. Эта глупость, приводящая к страданию в буддизме называется неведенье или авидья. Это иллюзия своего Я и своих желаний как чего-то постоянно существующего. В реальности — Я представляет собой поток элементов, составляющих временные конструкции. Никакое желание не бывает вечным. Любая игрушка надоедает и из ценной становится пустой, ненужной. Ребёнок вырастет и забросит в угол свою старую пожарную машину или самокат. Поэтому и страдание невечно.
Для взрослых людей страдания возникают из-за привязанностей ума к более сложным вещам. Есть пять органов восприятия и сознание как шестой орган. Вот из-за неправильного понимания личности, своего и чужого Я, возникают привязанности к объектам пяти чувств и объектам ума. Человек, ощущающий постоянство сознания, начинает из-за этого разделять всё в мире на приятное, неприятное и нейтральное. Если, например, знакомый человек потерял родного человека, он испытывает страдания из-за того, что сознание инертно, связи в уме могут быть крепкими, и нужно какое-то время, чтобы отпустить умершего близкого человека. Поэтому, состраданием в этом случае будут действия для успокоения горюющего человека. То есть, это старание показать доступными способами, что это горе не навсегда, что ум со временем изменится и успокоится. Сострадание означает не раздражение своего ума вслед за раздражением чужого. А наоборот — сохранение своего ума в покое и помощь другому человеку успокоить его ум. Наше сознание меняется каждое мгновение. Я секунду назад не равно Я сейчас. Если эту идею понять на самом глубоком уровне, то беспокойств и страданий не будет возникать, потому что получается, что мы в каком-то смысле умираем и рождаемся каждое новое мгновение. Поэтому и смерть не так болезнена, как кажется, ведь нет чего-то постоянного, что исчезает.