Не стоит забывать, о таком гипотетическом (в смысле сохранности источников) пласте, как римские героические песни, имевшие застольный характер (эта тема заявлена была еще Б. Нибуром). Другое дело, что первым записанным произведением в каноничном для эпического жанра формате стало произведение грека Ливия Андроника, являвшееся переводом Одиссеи. Но это не значит, что у римляне не было сказаний о своих героях. Достаточно вспомнить цикл историй вокруг Ромула и Рема, подвиг Горациев и Куриациев.
Последующие эпические произведения, по меткому замечанию фон Альбрехта (История римской литературы. М. 2003. Т. 3. С. 104 - 105), были вызваны к жизни вполне историческими явлениями: Невий писал после Первой Пунической войны, Энний после Второй, Вергилий - после восстановления долгожданного мира. Это и определило историческую направленность уже собственно римского писанного ( и сохранившегося до нас в фрагментированном или полном виде) эпоса. Историческая направленность характерна, как мне кажется, и для Лукана.
Простите, а чем вам не угодили «Энеида» Вергилия и «Фарсалия» Лукана? (Помимо уже упомянутых Энния и Невия.) Кажется, эпичнее некуда. Да и в «Метаморфозах» Овидия элементы эпоса очень сильны.
Вот-вот, прав Быков - у нас тоже есть своя «Одиссея» - «Мертвые души» и своя «Илиада» - «Война и мир».