У меня есть немного социологии, спиральной динамики, и культурологии.
Одна из идей -Веблен, "Теория праздного класса". Там постулируется, что роскошью на самом деле является не то что мы привыкли считать, а количество свободного времени, которое не нужно инвестировать в зарабатывание на жизнь. Древний Рим обходился с этим пунктом просто -у каждого патриция были рабы. Рабы тратили время своей жизни, зарабатывая на жизнь для своего владельца, у которого было время заняться чем-то другим. Например, учиться в академии, путешествовать, ходить в театр, участвовать в политических дебатах, пирах и оргиях. Понятно, что ценность жизни, которое обменивается на чашку риса в день, или на восемь часов изучения сложных наук, участие в политической и общественной деятельности -они разные, ну как минимум в восприятии древних римлян. Чем больше ресурса, тем больше независимость, тем больше статус-опять же, исторически. Если у меня ресурса больше, чем у моего неприятеля, я собиру армию больше и лучше её оснащу, и меня поэтому не трогай и в угодья мои не лезь.
Хорошо, когда можно привести кого-то в свой амбар и показать кучи мешков муки, винные погреба, склады провианта. Но если этот кто-то не хочет идти со мной в амбар, как ему показать что у меня есть ресурс?? Ну, я могу с ним поговорить по-французски и ещё продемонстрировать искусство верховой езды и фехтования. Потому что если я знаю французский, и делаю тушЕ (вышиваю крестиком или иное бесполезное для выживание занятие) то как минимум сколько то часов в день я не торчу в поле, и не дою коров. Ну а если вот душевные и образованные качества, развитые за свободное время, я, например, на балу в сто персон не могу продемонстрировать?? Или мой французский плохо слышен с вершины пирамиды, на которой я сижу и повелеваю разливами Нила? И вот тут начинается "золото-бриллианты"-я должна как то издалека бриллиантами сверкнуть, кружевами махнуть, приехать на какой нибудь золочёной телеге, и изба моя будет грановитой палатой. В общем, показать всем, что ресурса у меня много, а значит много влияния, на которое я ресурс обмениваю. Тут пошло развитие внешней атрибутики роскоши: мой тюрнюр с бахромой раньше делали воучную четыре портных, которым на это нужно было три месяца; я должна была иметь столько ресурса, чтобы тряпочку поменять на прожиточный минимум этих четырех. Для сравнения- значение золотой серьги пирата; это не предмет роскоши, это зачастую единственное имущество, которое гарантировало оплату погребальных услуг, если что-то пойдёт не по плану.
Воот. Всё пошло прахом, когда технический прогресс сделал возможным высвобождение бОльшего ресурса свободного времени у всё бОльшего количества людей. Оно перестало быть ценностью и стало проблемой. Люди стали задумываться, пошли какие то идеи о неравенстве небратстве и несправедливости, прокатилась волна революций. Теперь не только я, но и Прошка мой конюх имел достаточно времени научиться французскому и фехтованию. Оставалось только наращивать материальные эквиваленты роскоши, внешние атрибуты обладания ресурсами, которые стали таковыми не по причине трудоемкости изготовления, а на других основаниях. Ну что ж делать, если турнюры уже не в ручную делаются а машинами за гораздо меньшее время? Нужно было придумать виртуальные мАркеры ценности, оторваные от реальной себестоимости вещей; вещи начинают приобретать условную, символическую ценность. Развиваются системы моды, брендирования, имиджирвания, пррмоушена, маркетинга, престижа и вот этого вот всего. Если что-то модное, оно будет стоить дорОже. Майка-алкоголичка от Баленсиаги за пятьсотмульонов имеет не реальную стоимость, а символическую -это все те же амбары и коровы в монетизированном и символическом эквиваленте. Если я могу потратить прожиточный минимум африканской деревни на майку -я по-прежнему крута, всесильна и у меня много ресурсов, как если бы у меня было сто амбаров и тридцать коров -с голоду я точно не помру. Одно цепляется за другое- я не могу ходить в китайских кроксах и баленсиаге-алкоголичке. У меня должен быть имидж, который бы отражал мой _стиль_жизни. И по которому меня можно было бы чётко отделить от Силантиев-бурлаков. Так появляются системы закрытых клубов/сообществ/элитных салонов; меня перестают пускать на скачки без шляпы, в оперу без бриллиантов и галстука-бабочки, в совет директоров без стометровой яхты и трёх любовниц, в йель без генеалогического древа и герба[рия].
Отсюда очень большая дорога к кажимостям, видимостям и имитациям. Чтобы получить доступ к ресурсам, мне нужно уже _выглядеть_как_человек_с_ресурсом. В общем золушку нужно переодеть, чтобы попасть к принцу на вечеринку. Кредитная система пришла на помощь-больше не нужно _зарабатывать_ на ролекс или айфон, можно взять их в кредит. Это тоже и причина и следствие высвобождения и обесценивания свободного времени. Я не обмениваю время жизни на ценность, я беру ценность в кредит и получаю ее мгновенно, в сейчас.
Началась эра имитаций и виртуализации. И соцсети просто докончили тренд: с одной стороны куча людей имеет доступ к большому количеству свободного и пустого времени, а с другой стороны- есть технические средства транслировать "губы_как_у_джоли_попу_как_у_ким", яхты, бассейны- и без подтверждения собственности. Раньше я не могла бы привести когото в амбар соседа и сказать, мол, это моё. А теперь я могу спокойно и многозначително фотаться в выставочной тесле или в лифте москва-сити, мол, еду я в свой пентхаус… Кстате, развитие VR реальностей только подтверждает этот тренд- даже в виртуальной реальности есть возможность "прикупить" себе больше статуса/артефактов и прочее.
Есть правда интересные коррективы стремления продемострировать свою символическую значимость через внешние "цацки". В некоторых культурах "это -другое". Например, в некоторых восточных культурах провинившуюся жену из гарема выставляли, в чём была. Поэтому любая восточная жена в этих культурах старалась обвеситься поплотней самыми дорогими и многочисленными украшениями, как ёлка, чтоб уж если что пойдёт не по плану, хоть с голоду не помереть. Есть и примеры социокультурной аскезы -после революций во Франции демонстрировать предметы роскоги на себе было опасно и идейно невыгодно, как будто ты был монархистом каким то и угнетателем, а не сторонником либертатов, либертенов и вот этого вот всего. Многих аристократов казнили, многих отправили в изгнание или на перевоспитание. У нас в послереволюционной Росии это тоже было самоубийством -богатых истребляли как классовых врагов. Щеголять в кружевах, котрые в сыром подвале плела белошвейка, означало теперь открыто поддерживать социальное неравенство и рабский труд, а это не принято в лучших домах Парижа или Петрограда. И в то время как парижане демонстративно стали рядиться в "демократичные" задрипанные шмотки из либеральных соображений и идей социального равенства, у нас это было отчасти по необходимости и отсутствия выбора, а отчасти из самосохранения. И только элита могла опять демонстрировать свою мощь, не сильно считаясь с мнением большинства. Для остальных "блага" были регламентированы и строго распределены, и если вдруг "наши люди в булочную" начинали ездить на такси, то к ним начинали очень пристально присматриваться, откуда такой немотивированный ресурс -находили, конфисковывали, выравнивали.
Новая элита сегодняшнено дня уже не может не демонстрировать - селебритисы- по умолчанию получают свои ресурсы в обмен на свою видимость. Чем больше видимы-тем больше ресурсов. Собирая свою жатву из соцсетей, туда же складывают и символические трофеи "дорого-богато-; ну а их фанаты уже воспроизводят или имитируют, как атрибуты принадлежности к элите, хотя бы опосредовано.
Напоследок о гиперпотребностях. Когда долго живут в дефиците, потом долго гиперкомпенсируют. Поколение состоятельных первой волны постсоветского периода именно так и поступало -золотые унитазы, зАмки, яхты, "в тенис омарамми играли гитарами". Дети уже были спокойней к внешней атрибутике, жесть и дичь сменились стилем и имиджем, скопироваанным с "богатых и знаменитых"- вдруг в нью-йорке жить, а я со своим унитазом, как колхозник. Ну и когда это уже третье поколение людей, привыкших к достатку, потребность во внешней нарочитой демонстрации заменяется повседневным и бытовым использованием того, что для кого-то по-прежнему остается недоступной роскошью, которую замечают и воспринимают обострённо.