Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему Толстой не любил Шекспира?

ПсихологияИскусство и культура+3
Ульяна Гитченко
  ·   · 283
Историк-любитель  · 18 дек 2020

Во многом нелюбовь Льва Николаевича к произведениям Уильяма Шекспира связана с разницей в творческом и мировоззренческом плане. Вот основные претензии к творчеству Шекспира, которые Толстой выдвинул в своём очерке "О Шекспире и о драме."

1) Нелогичность поведения персонажей. Разбирая пьесу "Король Лир", Толстой недоумевал, почему король отвернулся от своей доброй дочери, Корделии, в пользу коварных и нечестивых Гонерильи и Реганы, и считал его поведение абсолютно неправдоподобным. Также, на его взгляд, пьесы Шекспира полны анахронизмов (действие "Короля Лира" происходит в IX в. д.н.э, но персонажи ведут себя, как жители средневековой Англии), и т.д.

2) Лишённость персонажей пьес Шекспира индивидуальности: все они говорят вычурным, неестественным театральным языком. Фактически, у Шекспира нет изображений характеров. К тому же, большинство персонажей являются не творениями самого Шекспира, а лишь творческими переработками более ранних произведений, причём по мнению Толстого, Шекспир обеднил их в художественном плане ( что показывает на примере старой пьесы "Король Лир" от неизвестного автора). Единственный персонаж Шекспира, который по мнению Толстого, является органическим, это Фальстаф, а также второстепенные персонажи. Из данной проблемы вытекает следующий пункт:

3) Чрезмерное злоупотребление монологами, которые не идут на пользу художественному произведению и созданию драматической обстановки.

4) Несоответствие общепринятым христианским нормам морали.

4) Переоценённость творчества Шекспира: современники с прохладой отзывались о его творчестве, а расцвет популярности Шекспира связан с именем Гёте, и с тех пор массам внушалась любовь к творчеству Шекспира. Во многом это было связано с необходимостью противопоставить что-то французской поэзии. С тех пор многие писатели сознательно стали подражать Шекспиру.

И напоследок, Лев Николаевич высказывает мысль об опасности установления культа личности вокруг какой-либо известной фигуры, в данном случае Шекспира, и призывает к освобождению от его влияния в литературе.