Сам бы Дарвин вряд ли согласился с тем, что, например, современные представления о прерывистом ходе эволюции являются его теорией, выступая за постепенность и равномерность эволюционных процессов ("природа не делает скачков"). Однако теоретические новации о механизмах эволюции, которые ввёл в биологию Дарвин (наследственность, изменчивость и естественный отбор), до сего дня лежат в основе всех современных эволюционных теорий, даже если эти теории не сходятся в вопросах механизмов наследственности, изменчивости и режимов естественного отбора. Это можно назвать дарвинизмом в широком смысле. И популярен такой дарвинизм потому, что он является единственным научным фундаментом для эволюционных теорий.
Для большей ясности процитирую д.б.н. профессора А.П. Расницына, который не является сторонником наиболее популярной синтетической теории эволюции, придерживаясь эпигенетической теории эволюции (https://batrachos.com/Расницын_Основы_1):
"Возникновение существенно новой целесообразной структуры (системы) мыслимо лишь путем прямого целеполагания, т.е. с участием разума (грубо говоря, человека или бога), либо путем запоминания и воспроизведения удачного выбора, т.е. путем отбора.
…Бесспорным механизмом принятия целесообразных решений является разум. Также бесспорно, что разум человеческого типа возникает поздно и источником эволюционной целесообразности быть не может. Поскольку существенная целесообразность эволюции никем, по-видимому, не отрицается, речь может идти о разуме, либо имманентном жизни, либо предсуществующем ей, т.е. о внеестественной (грубо говоря, божественной) природе эволюционной целесообразности.
…Поскольку привлечение внеестественных факторов эволюции, на мой взгляд, законно лишь в рамках веры, а с наукой несовместимо, выбор селектогенеза для меня неизбежен".