Язык человека (вторая сигнальная система) - что устный, что письменный - это прямое отражение его мыслей. Он говорит так, как думает. Если речь неграмотна, значит, и организация мыслительного процесса убога и примитивна.
Чтобы изъясняться правильно, надо, во-первых, иметь некий багаж знаний, позволяющий как понимать предмет, о котором говоришь, так и иметь набор языковых форм, достаточных, чтобы передать свои мысли о понимаемом предмете другому человеку. И то, и другое формируется обучением и воспитанием. Но обучение и воспитание человека задача не простая, она требует усилий со стороны ученика и учителя. Если хотя бы один из них будет плохо делать свою работу, что результат будет плачевный.
Всегда, за исключением современности, обучение и воспитание это был вопрос выживания. Если ты не будешь приспособлен к жизни, не будешь иметь навыки общения с себе подобными, с одной стороны, и навыками добывания средств к жизни (собирательство-охота-производительный труд-творческая деятельность), с другой, то ты либо погибнешь, либо опустишься на самое дно социума.
Но по мере развития общества, возникла ситуация, когда, чтобы выжить совсем не обязательно было учиться и иметь нормальное воспитание. Отдельным индивидам не хотелось напрягаться, чтобы быть успешным в жизни. Им вполне достаточно было того малого, что что они получали на пособие, попрошайничая, выполняя работу, не требующую квалификации и т. д. Со временем это даже было возведено в некое направление - я ничего обществу не должен, а оно мне должно много чего. И общество пошло на поводу - оно жалеет "сирых и убогих", спонсирует их, потому что "каждый имеет право на жизнь".
И, возвращаясь к неграмотности, для выживания (иногда, весьма сносного), знание наук и умение правильно писать и говорить, как оказалось, не требуется. Можно даже быть полным примитивом, но зарабатывать (именно демонстрируя свой примитив и дикое невежество) очень-очень немалые деньги. И ездить на Майбахе, даже не зная, как это слово пишется.