Офис Spotify достаточно закрытый, поэтому во внешний мир поступает мало информации, мы можем строить только гипотезы. Однако проводя свой анализ на протяжении нескольких лет знакомства с сервисом, могу порассуждать.
Сервис заходит на российский рынок не впервые. В прошлый раз был выбран руководитель, мы общались неоднократно, приезжал бизнес-девелопер из Германии, раздавал промо-коды. И результате стала понятна проблематика.
Первый аспект — это правовые вопросы. Дело в том, что по российскому законодательству необходимо иметь что процентов авторских и смежных прав прежде чем осуществлять деятельность по стримингу музыки на территории страны. Если со смежными правами все достаточно просто: они работают со всеми агрегаторами, которые работают и за рубежом, и на территории РФ, то с авторскими правами все не так просто. Потому что покрыть каталог смежных прав авторскими правами в реальности не представляется возможным. На это есть сугубо индустриальные причины, потому что есть разница законодательств. Например, в России можно распоряжаться только целостным произведением авторским, за рубежом в большинстве стран можно распоряжаться долями произведения. Также, в большинстве стран Европы сборы за авторские права и лицензия, которая предоставляется таким сервисам как Spotify, выдаётся через общества по коллективному управлению правами. Например, в Англии это PRS/MCPS, в Германии Gemma. В России авторское общество не аккредитовано на такой вид сборов в стриминге через интернет, и поэтому приходится стриминг-сервисам договориться напрямую со всеми представителями авторов. Это практически невозможно. Все сервисы на территории России таким образом работают с точки зрения законодательства в определенной зоне риска. Просто Spotify подходят к этому более аккуратно, потому что имеют опыт работы в других странах. Кроме того, было известное недопонимание на территории Индии с компанией Warner Music, там шли долгие согласования с правообладателями. Новые территории — это новые платежи, авансовые со стороны Spotify, довольно крупные и не всегда выгодные. При всем уважении к нашей стране, она не сильно отличается по населению от двух европейских стран вместе взятых. Ждать, что сервис соберёт здесь особо большую выручку не приходится.
Второй момент — это то, что тарифы сервиса для нашей страны сложно примени, и им приходится делать огромную скидку. В прошлый раз они уперлись в рост курса доллара, вот сейчас доллар снова вырос, и снова это будет диктовать некую задержку.
Третий аспект: Spotify обычно выходят в тарифах мобильных операторов, где абонент платит за тариф «+музыка» и получает доступ к сервису автоматически, а оператор расплачивается со Spotify сам. Такая партнерская связка. На сегодняшний день все мобильные операторы обладают партнерством с другими сервисами, поэтому сделка такая затруднена.
Четвёртый момент касается полтора персонала. К сожалению, на нашем рынке этот участок не очень развит, в основном сервисы приглашают журналистов, это не те люди, которые торговали музыкой. Часть персонала сервис набрал из айти-компаний и медийных компаний часть персонала.
Я уверен, что Spotify хочет спланированного и спокойного выхода на российский рынок, поэтому никакой спешки нет. Среда очень конкурентная. У нас есть Вк — ключевой конкурент Spotify, его догоняет Яндекс.Музыка за счёт умных колонок, да есть и прочие игроки как Apple и YouTube Music и др. Поэтому, чтобы войти на этот рынок со значимым количеством аудитории — чтобы оправдать авансы правообладателям, — нужно грамотное решение.