Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему советский кинематограф был таким сильным, в сравнений с современным российским?

ИсторияКино+4
Виктор Карпов
  ·   · 14,0 K
Школьник, замахивающийся на режиссуру  · 14 янв 2018

Существует такое понятие, как "кино, адекватное своей стране и своему человеку". Его я услышал от своего мастера на режиссерских курсах - Карена Саркисовича Геворкяна, заслужившего высшую награду ММКФ за фильм "Пегий пёс, бегущий краем моря".

Сейчас я говорю вовсе не о патриотическом кино, как кто-то мог подумать, нет. Я приведу примеры из жизни:
- В связи со Второй Мировой Войной в Италии образовалось направление в кинематографе под названием "Итальянский неореализм", в ходе которого были сняты киноленты, признаваемые критиками и мастерами киноискусства культовыми ("Рим - открытый город", "Похитители велосипедов", "Фотоувеличение", "Ночи Кабирии")
- В связи с Великой Депрессией 30-х годов в США гениальный режиссёр Орсон Уэллс снял картину "Гражданин Кейн". Это название и по сей день мелькает на самых верхних строчках различных ТОП-ов и списков.
- Последствия Второй Мировой также повлияли на кинематограф Франции. Все вы, наверное, слышали о таком понятии, как "Новая Волна". Режиссеры, работавшие в этом направлении, стремились показать то, какие метаморфозы происходят с жизнью человека, когда за безопасность, жизнь и мир во всём мире больше не нужно бороться - ведь после войны во всей Западной Европе спустя века наконец-то наступил мир. Больше всего это коснулось молодёжи, которая жила в таких условиях с самого рождения. И на этот счёт хочется выделить фильм Жана Люка Годара "На последнем дыхании" - режиссёр, сумев уловить нерв того времени, можно даже сказать, "предвосхитил" студенческие волнения конца 60-х годов.

В общем, я думаю, основная идея ясна. Речь идёт о том кино, создатели которого чувствовали некую ответственность за культуру, за своего человека, за дальнейшее развитие этой самой культуры. Потому что они понимали одну очень важную вещь: Они сами являются частью той культуры, которая сопровождала каждое мгновение их жизни.

Именно поэтому советское кино было таким сильным. "Я отвечаю за свою страну и культуру" - думали режиссёры во время съёмочного процесса. И "кино, адекватное стране" очень часто мы могли лицезреть на экранах кинотеатров. Один только Андрей Тарковский получил 10 наград Каннского Кинофестиваля. Или вот Михаил Калатозов, снявший "Летят журавли". Результат - Золотая Пальмовая Ветвь в 1958 году. Режиссеров с подобным мышлением можно ещё очень долго перечислять: Данелия, Эйзенштейн, Ростоцкий, Довженко, Климов, Кулешов... Ну, никто не будет спорить с тем, что это - великие люди в кинематографической среде.

А что же мы имеем сейчас? Мы перестали думать обо всём этом. Забыли о том, как это - "отвечать за культуру". Вместо этого на экране можно увидеть либо цель поиметь прибыль (90 годы, привет), либо желание самоутвердиться, выразить свои чувства так сказать.

С прибылью за примером далеко ходить не нужно: Сарик Андреасян, режиссер "Мафии" и "Защитников", ярко демонстрирует нам именно это.
А вот в случае с самоутверждением можете обратить внимание на фильм Павла Руминова "Машина любви" и сделать свои выводы. Фильм этот хоть и не богомерзкий, но очень-очень плохой, на мой взгляд. В чём тут дело? Человек просто захотел показать всем свои чувства, которые по большому счету нам, зрителям, никакой духовной пользы (в отличие от, например, Феллини) не несут. На протяжении всей картины держалась в голове только одна мысль: "Наверное, создатель хотел сказать что-то типа "Смотрите на меня! Это со мной происходит! Это всё очень интересно и важно, уверяю вас!"".

Иными словами, кинематограф - это не та среда, в которой можно жить только собой. При создании своего произведения необходимо так же думать и о том, что тебя окружает. Большинство российских режиссёров, к сожалению, зациклены на себе (Жора Крыжовников, Максим Воронков, Марюс Вайсберг и т. д.).

Антикризисное управление. Экономика. История...  · 23 янв 2018
Влад Исаков, да и все остальные комментаторы написали правильно. Советский кинематограф был государственным, со всеми вытекающими последствиями — финансирование, идеология и тд. Задача была нести позитив и уверенность в справедл... Читать далее
Сильным он был только в пределах СССР, где показ зарубежных фильмов был ограничен и у зрителя немного оставалось выбора. Заграницей наши фильмы были мало кому интересны. Исключения невелики и те большей частью с трудом... Читать далее
>  Заграницей наши фильмы были мало кому интересны. О да. Зато немецкое кино знает каждый. А уж шведское..... Читать дальше
Творчистическая личность  · 14 янв 2018
Думаю что все вышеописанное вполне может претендовать на истину, но я считаю что всё дело в деньгах. В Советском Союзе кинематограф хоть и нёс некоторую пропагандистскую нагрузку, всё-таки задуман был для народа и делался он... Читать далее
Вы щас (сами того не желая) выстроили предложение, в котором слегка оправдали подход к кино в СССР. Учитывая... Читать дальше
Историк, журналист  · 15 янв 2018
Да просто мы сейчас пересматриваемый классические фильмы, а всякую ерунду, которой было в десятки раз больше - нет. А с теми картинами, которые выходят сейчас мы не можем заранее знать, какие из них хороши, а какие шлак... Читать далее
фильмы уже отобранны, посмотри,что смотрят на новый год, да и в праздники. Наша молодые артисты начали бегать с... Читать дальше
Первый
сейчас бездельник, если не понятно пенсионер.   · 30 нояб 2020
Прошло 30 лет после того как развалили СССР, и 30 лет как существует российское кино. Достаточный срок чтобы можно было и наснимать своего "гениального кино", и сформировать свою новую школу актёров, кинооператоров... Читать далее
Режиссер должен быть Личностью. Это влияет на целостность восприятия фильма зрителем...
Анонимный ответ14 янв 2018
Не знаю с чего вы взяли что в советское время был сильный кинематограф. Разумеется количество картин которые сейчас ценятся мировым сообществом было больше, но в основном это было что-то артхаусное, либо фестивальное. Нужно... Читать далее
> Не знаю с чего вы взяли что в советское время был сильный кинематограф. Действительно. Боже, пусть либералы... Читать дальше
Плыву по течению своей жизни  · 7 янв 2019
Он не был сильным. Позиция "раньше было лучше", если рассматривать фильмы не работает, поскольку мы рассматриваем из старого только лучшее. А на деле - и раньше снимали полный шлак, еще похуже, чем сейчас, просто мы этого... Читать далее
Позиция одна,Москва слезам не верит,Покровские ворота, Сабачье сердце,Летят журавли и тд ,а сейчас что? Банды и... Читать дальше
Анонимный ответ16 янв 2018
Мне кажется, любовь к советскому кинематографу – дело вкуса. С образовательной целью я посмотрел многие советские фильмы, но одно дело знать, а другое – восхищаться. Да, работы Андрея Тарковского очень интересны и представляют... Читать далее

Брат и Брат 2 - отличные фильмы, но Левиафан, Нелюбовь............. вы серьёзно ) ?

Бухчун и смутьян  · 15 янв 2018
Да не был он сильным. Просто сам кинематограф появился только на рубеже веков, поэтому за ту горстку десятков лет кинематограф более экономически развитых стран не успел сильно обскакать наш (а я настаиваю на том, что уровень... Читать далее