Существует такое понятие, как "кино, адекватное своей стране и своему человеку". Его я услышал от своего мастера на режиссерских курсах - Карена Саркисовича Геворкяна, заслужившего высшую награду ММКФ за фильм "Пегий пёс, бегущий краем моря".
Сейчас я говорю вовсе не о патриотическом кино, как кто-то мог подумать, нет. Я приведу примеры из жизни:
- В связи со Второй Мировой Войной в Италии образовалось направление в кинематографе под названием "Итальянский неореализм", в ходе которого были сняты киноленты, признаваемые критиками и мастерами киноискусства культовыми ("Рим - открытый город", "Похитители велосипедов", "Фотоувеличение", "Ночи Кабирии")
- В связи с Великой Депрессией 30-х годов в США гениальный режиссёр Орсон Уэллс снял картину "Гражданин Кейн". Это название и по сей день мелькает на самых верхних строчках различных ТОП-ов и списков.
- Последствия Второй Мировой также повлияли на кинематограф Франции. Все вы, наверное, слышали о таком понятии, как "Новая Волна". Режиссеры, работавшие в этом направлении, стремились показать то, какие метаморфозы происходят с жизнью человека, когда за безопасность, жизнь и мир во всём мире больше не нужно бороться - ведь после войны во всей Западной Европе спустя века наконец-то наступил мир. Больше всего это коснулось молодёжи, которая жила в таких условиях с самого рождения. И на этот счёт хочется выделить фильм Жана Люка Годара "На последнем дыхании" - режиссёр, сумев уловить нерв того времени, можно даже сказать, "предвосхитил" студенческие волнения конца 60-х годов.
В общем, я думаю, основная идея ясна. Речь идёт о том кино, создатели которого чувствовали некую ответственность за культуру, за своего человека, за дальнейшее развитие этой самой культуры. Потому что они понимали одну очень важную вещь: Они сами являются частью той культуры, которая сопровождала каждое мгновение их жизни.
Именно поэтому советское кино было таким сильным. "Я отвечаю за свою страну и культуру" - думали режиссёры во время съёмочного процесса. И "кино, адекватное стране" очень часто мы могли лицезреть на экранах кинотеатров. Один только Андрей Тарковский получил 10 наград Каннского Кинофестиваля. Или вот Михаил Калатозов, снявший "Летят журавли". Результат - Золотая Пальмовая Ветвь в 1958 году. Режиссеров с подобным мышлением можно ещё очень долго перечислять: Данелия, Эйзенштейн, Ростоцкий, Довженко, Климов, Кулешов... Ну, никто не будет спорить с тем, что это - великие люди в кинематографической среде.
А что же мы имеем сейчас? Мы перестали думать обо всём этом. Забыли о том, как это - "отвечать за культуру". Вместо этого на экране можно увидеть либо цель поиметь прибыль (90 годы, привет), либо желание самоутвердиться, выразить свои чувства так сказать.
С прибылью за примером далеко ходить не нужно: Сарик Андреасян, режиссер "Мафии" и "Защитников", ярко демонстрирует нам именно это.
А вот в случае с самоутверждением можете обратить внимание на фильм Павла Руминова "Машина любви" и сделать свои выводы. Фильм этот хоть и не богомерзкий, но очень-очень плохой, на мой взгляд. В чём тут дело? Человек просто захотел показать всем свои чувства, которые по большому счету нам, зрителям, никакой духовной пользы (в отличие от, например, Феллини) не несут. На протяжении всей картины держалась в голове только одна мысль: "Наверное, создатель хотел сказать что-то типа "Смотрите на меня! Это со мной происходит! Это всё очень интересно и важно, уверяю вас!"".
Иными словами, кинематограф - это не та среда, в которой можно жить только собой. При создании своего произведения необходимо так же думать и о том, что тебя окружает. Большинство российских режиссёров, к сожалению, зациклены на себе (Жора Крыжовников, Максим Воронков, Марюс Вайсберг и т. д.).
Брат и Брат 2 - отличные фильмы, но Левиафан, Нелюбовь............. вы серьёзно ) ?