Такое впечатление у вас складывается потому, что:
- Вы анализируете выборочную информацию и делаете субъективные выводы
- Вы имеете некую гипотезу, которую проверяете и подтверждаете через вышеприведенный анализ
- Важно объяснить себе то, что вы не понимаете. Этот эффект заложен в ментальной части жизнедеятельности человека, он и движет нас через мифы к знаниям.
Действительно, есть люди, которые боятся врачей, уколов, спирта на вате, вид крови. Важно отметить, что витальные программы безопасности у всех одинаковы, но иногда их выраженность приводит вот к таким фобиям.
При этом, абсолютно все здоровые люди до последнего верят а то, что проблема их не коснётся. Это тоже часть природной регуляции, основанной на торможении части импульсов и позволяющей организмам нормально функционировать.
БОльшая часть нас одинаково оценивает угрозы, взвешивая риски и принимая решения, позволяющие выжить.
Поэтому, если говорить о страхе, как о программе избегания, вполне нормально, что люди выбирают такую тактику. По механике, в обоих случаях, указанных в вопросе, она работает одинаково.
Другое дело - социальная групповая динамика. Это тоже сильнейшая витальная программа безопасности. Она начинает конкурировать с индивидуальной оценкой рисков и, очевидно, выигрывает. С доисторических времён именно эта программа позволяла выживать слабым. Слабым - не только физически, но иногда просто по самооценке или «по духу». Как результат: никто не боится, просто не делает, если не делают другие. И наоборот.
Ответ на ваш вопрос: мы примерно одинаково «боимся» разных событий. Первая программа, включаемая миллионами лет мозгом млекопитающих - пассивная оборона (избегание), и только вторая - активное действие. Для переключения программ почти всегда необходим серьезный триггер (косвенное событие), меняющий вес в восприятии рисков. Мы часто называем это стимулом. Иногда, действовать уже поздно. Такой печальный опыт тоже становится триггером и серьезно влияет и на групповую динамику.