ЕГЭ - это формат. Ненавистным он стал потому, что этот формат сделал возможным унифицировать рейтинг. А значит, есть некое "прокрустово ложе" - и если коротко - надо вытянуть, а если длинно - подрубить.
Как часто бывает, идея неплоха, но исполнение хромает. Знаете, кого "вытянул" сверх меры ЕГЭ? Администрацию школ, которую за рейтинги стали поощрять и/или ругать. Администрация, которую "пристыдили" или же администрация, которая рвется в элиту - напрягла учителей. Учителя напрягли детей. Родители напряглись за детей. И все перешли в хроническое состояние истерики.
Никто не стал разбираться в том, какими правильными методами надо учить детей. Все просто вошли в массовый забег за результатом. Процесс превратился в дрессировку.
Простейший анализ любого рейтингового мероприятия Вам даст простую схему, на которую автоматически пойдут люди - естественный отбор. Он прост, он построен на базовых рефлексах. Естественный отбор - это выживание. Развивать, обучать настоящим знаниям - это длительный процесс. Там надо разбираться. А разбираться некогда. Когда на Вас давят, как минимум 3 участника из 4-х школьной системы. Причем, это каждого участника. Взаимная схема.
Галочки ставить - это и есть дрессировка. Быстро научить, чтобы успешней сдать. Да, умные справятся с ЕГЭ, потому что смогут понять. Естественный отбор. А "жить" хочется всем, заметьте. Вот и появляются новые способы выживания.
Иллюстрация.
Мой класс, где я была классным руководителем, в пятом классе учила русскому молодая учительница. Она должна была подготовить детей к ВПР по предмету (ЕГЭ для маленьких). Метод которым она работала - пишем тренировочное, находим, что результат слабый, ругаем детей, снова пишем, снова ругаем, снова пишем… Детей уже трясло. Я должна была, как классный руководитель, беседовать с родителями и убеждать их призывать детей к ответственности. Я не выдержала и отправилась к администраторам и попросила урок отдать мне (образование есть).
Первое, что мы сделали - проанализировали формат, выяснили, какое задание самое затратное по времени, разобрались, в каком задания какой способ работы нужен, какой - самый эффективный. Вытаскивали все эффективные способы работы с материалом из моего опыта, и из опыта детей из начальной школы. За месяц мы подняли уровень на положительный результат. И репетиторов нам нанимать было не надо.
Самое неправильное, что происходит в ситуации подготовки к тесто-образным экзаменам, это то, что все сводится к единственному способу работы с материалом, потому что для администрации, учителей и родителей - это наименее энергозатратный метод. А вот для детей этот способ - "убийца" мышления, анализа, воображения, понимания, исследовательского типа работы.