Этот вопрос не дает мне покоя. Право на ношение оружия, водительские права и прочее приобретаемы. Но почему родительские права есть у людей априори? Многие люди и вовсе не знают как воспитать ребенка, зачастую ломают им психику, судьбу, а порой и жизнь.
Почему так? Почему никто не заставляет людей проходить родительские (как и водительские) курсы и сдавать экзамены на получение родительских прав?
Если попытаться ответить на данный вопрос серьёзно, то у текущего отношения к родительским правам есть очень прочные основания. Дело в том, что оружие или автомобиль люди не могут создать собственными силами (игнорируем очень редкие исключения). Для процесса создания автомобилей и оружия необходимы специальные материалы, оборудование и разрешения от государства, в этом процессе участвуют тысячи людей по всему миру. Напротив, для того, чтобы "создать" человека, необходимо всего лишь взаимодействие двух людей противоположного пола. Такая природа процесса создания человека очень сильно ограничивает возможности государственного регулирования. Подтвердить такую логику законодателя мы можем, в частности, обратив внимание на процедуру усыновления детей. Именно там необходимо подтверждать собственную возможность воспитывать детей (психологическое, материальное и иное положение).
Не смотря на то, что казалось бы любого нового человека необходимо регистрировать в нескольких инстанциях: в медицинском учреждении выдаётся медицинское свидетельство о рождении (Сообщение Минздравсоцразвития России от 30 декабря 2011 г.), органы ЗАГС выдают знакомое всем свидетельство о рождении (ФЗ "Об актах гражданского состояния"), физиология создаст здесь препятствия, если мы решим ограничивать право людей на деторождение. Уже спустя несколько лет ожидаемо начнут появляться новости о неучтённых детях, рождённых от людей, не имеющих родительских прав.
Более того возникает разумный вопрос, если существуют дети, рождённые после введение такого закона, который направлен на определённое улучшение качества людей, и дети, которые рождены до (условно мы с Вами), то не должны ли ограничивать в правах людей, которые рождены от несертифицированных родителей?
Также существует проблема юридической техники - как корректно установить такие ограничения? Какая процедура должна быть? Какого содержания должен быть экзамен на родителя? Что делать с людьми, рождёнными не от "родителей"? Как поступать одиноким девушкам, которые собираются родить ребёнка, не поражены ли будут одинокие родители в целом?
Наконец, самым серьёзным препятствием для введения таких ограничений является демографический кризис в развитых странах. В условиях, когда доля молодого и трудоспособного населения непрерывно сокращается (что мы можем наглядно оценить по недавней пенсионной реформе), губительно дополнительно ограничивать рождение детей. В Российской Федерации, даже на примере недавнего послания Президента Федеральному Собранию, наглядно можно увидеть острую необходимость в увеличении рождаемости. Почти все новые меры социальной поддержки направлены на семьи с детьми.
На самом деле, крупные реформы требуют очень кропотливого изучения ситуации и местной специфики, чтобы не получить неожиданный негативный результат. Так, к примеру, итогом демографической политики Китая по ограничению рождения детей (а там была серьёзная проблема с перенаселением) стало существенное сокращение доли женщин. Так количество мужчин преобладает в зависимости от возрастной группы на 5%-15%. По этой и многим другим причинам (в частности старение населения) Китай и отказался от своей демографической политики.
Для указанных Вами ограничений также необходима серьёзная проработка, если когда-то их попытаются внедрить.