Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему римские власти враждебно относились к христианам? Почему христиане отказывались поклоняться римскому императору как богу?

Даниил Щ.
  ·   · 92,7 K
История, философия, беседы за жизнь  · 8 нояб 2020

Это не совсем так.

Сама тема якобы гонений христиан в первые три века Римской Империи спекулятивна и сильно преувеличена. Впервые эта тема была поднята ещё во втором веке и стала называться: «Страдания за Веру» или «Смерть за Веру». В раннехристианской литературе и, конечно, за столетия после четвертого века, эта тема являлась как бы дежурной и обязательной в христианском образование и литературном творчестве.

Но в наше время объективность и рациональный анализ одерживает верх даже над такими крайне закостенелым понятиям и в истории христианства. Так христианский историк Кернс пишет:

-

«Несмотря на то что римляне шли путем идолопоклонства, исповедания мистических религий и поклонения императору, прежде всего они оказали влияние на политические условия, в которых явился Христос. И именно они были избраны Богом, чтобы выполнить Его волю.

  1. Римляне, как никакой другой народ до того времени, сумели выработать в себе чувство единства в подчинении всеобщим законам. Солидарность людей внутри Империи благоприятствовала принятию Евангелия, провозглашавшего единство человеческих рас на основе того, что все люди в равной степени находятся под бременем греха и всем предлагается прощение, которое делает их частью единого организма христианской Церкви — Тела Христа. Ни одна империя древнего Ближнего Востока, даже империя Александра Македонского, не смогла привить человеку чувство единства внутри политической организации. Политическое единство было специфической особенностью Римской империи. Под власть римских законов подпадали граждане во всех ее уголках, и все они могли быть подвержены непредвзятому римскому суду…

Следующий фактор, благоприятствовавший формированию единства, заключался в том, что иноземцы могли стать гражданами Империи. Этот процесс начался еще до рождения Христа и закончился в 212 г., когда Каракалла разрешил свободном чужеземцам принимать римское гражданство. Таким образом, все люди Римской империи, в то время включавшей в себя основные страны Средиземноморья, начали подчиняться одним законам и стали гражданами единого государства.

Римский закон, который придавал большое значение достоинству каждой личности, ее праву на юридическую защиту и на римское гражданство, а также тенденция к слиянию людей различных национальностей в одну политическую организацию предвосхитили Евангелие, которое провозгласило равенство всех перед наказанием за грех и перед освобождением от греха. Павел, к примеру, напоминал Филиппийской Церкви, что христиане имеют одно жительство — на небесах (Флп. 3:20)…

  1. Успешная завоевательная политика Рима приводила к тому, что многие народности теряли веру в своих богов, неспособных защитить от чужеземного нашествия. Такие народности оставались в духовном вакууме, который не в состоянии были заполнить существовавшие тогда религии.

Вдобавок заменители веры, которые предлагались самими римлянами, оставляли все-таки в создании людей место для поисков более духовной религии. Культ же римского императора, появившийся во время, соответствующее ранним этапам христианства, приводил людей к мысли об уязвимости Римской империи.

Рассмотрение указанных и подобных им факторов приводит к заключению, что Римская империя являлась удобным политическим окружением для распространения христианства в первое время его существования. Впоследствии далее средневековой церкви не удалось освободиться от ореола славы имперского Рима, и она пыталась воплотить его идеалы в своей церковной системе».

-

На мой взгляд, наиболее точный и не предвзятый анализ соответствия условия существования Римской Империи к появлению и распостранению христианства. Но, таким образом, получается всё ровно наоборот: именно римская культура и политическая структура стала основой развития христианства.

Так были ли гонения?!

«Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. Были и такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и обнаружились случаи разнообразные.

Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков.

Другие названные доносчиком сказали, что они христиане, а затем отреклись: некоторые были, но отпали, одни три года назад, другие много тому лет, некоторые лет тому двадцать. Все они почтили и твое изображение, и статуи богов и похулили Христа».

Из письма Плиния Младшего императору Траяну. Какие выводы можно сделать из сообщения консула-суффета (по современному вицепремьеру), каким был Плиний Младший на момент написания писльма?

Первое: нарушение религиозных правил было довольно «обычным» явлением того времени. Формально оно исправлялось официальными жертвоприношениями и отказа от своей веры, что легко делали большинство христиан. За редким исключением религиозного фанатизма, которое каралось смертью за «непреклонную закоснелость и упрямство», которое с точки зрения христианских апологетов считалось особой формой святости. Когда в 325 году христианская религия получила государственный статус, то в течении несколько лет каждый день проходили заново крещение около тысячи человек - те, кто отказался от веры в силу римских законов…

Второе: карательные меры против христиан носили исключительно защитный характер государственного официального язычества. К счастью, для христиан, эти меры носили отрывочный и крайне эпизодический характер в силу указанной причины в первом пункте. Если бы римляне захотели, то они бы уничтожили христианство как было сделано с последователями культа Бахуса и кельтскими друидами, обвиненных в человеческих жертвоприношениях. Как первые, так и вторые совершенно исчезли уже к концу второго века.

Резюмируя сказанное, можно сказать, что римляне не относились враждебно к христианству, также, как к примеру, и другим восточным религиям того времени: культу Кибелы или митраизму, например. Наоборот, римская толерантность фактически привела к успеху христианства как религии, а сами первые века стали образцовым примером «Империи Духа» в средневековье. Большинство христиан не афишировали свои религиозные убеждения и вполне корректно относились к государственным верованиям, включая культ Императора, за редким исключением фанатиков, с которыми разговор был короткий.

Интересное мнение!

автор медицинской платформы  · 27 мая 2020
Риммские власти, а речь идёт вероятно об Нероне, очень были встревожены появлением челловека, которого все велличали не иначе как - Царь Иудейский. Более того, наверняка до него доходили слухи, что ученники Его очень враждебно... Читать далее
Алитейист, консциенталист, автор канала "АГАСОФИЯ"  · 5 авг 2021  · gatamanov.blogspot.com
Гонения на христиан, как говорят историки, были на протяжении довольно долгого времени (до признания христианства государственной религией Константином и непродолжительных отголосков после его смерти). Но причины гонений в... Читать далее
Программист. Ерундит.  · 28 июл 2021
Меценат по Диону Кассию говорил перед императором Августом: «сам почитай богов непременно по отеческим законам и других принуждай почитать таким же образом. Тех же, кто вводит что-нибудь чуждое, преследуй и наказывай не только... Читать далее
научный работник   · 13 февр 2022
Из курса истории философии сложилось впечатление, что в те времена было множество богов и каждый верил в кого хочет, многие античные философы вообще были материалистами, что не помешало им в сытости дожить до глубокой старости... Читать далее
Диванный критик.  · 4 авг 2021
Странная постановка вопроса. А что, когда-то христиане поклонялись христианским императорам? Не помню такого. Считалось, что "всякая власть от бога", властители считались "помазаниками божьими", но никак не богами. Даже детьми... Читать далее
Психолог, бизнес-тренер, гештальт-терапевт...  · 2 авг 2021
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться с тем, кого имели в виду под христианами те, кто их казнил. Современная христианская церковь возникла в результате деятельности апостола Павла. И это не тот Павел, который гулял... Читать далее
Программист. Ерундит.  · 28 июл 2021
Меценат по Диону Кассию говорил перед императором Августом: «сам почитай богов непременно по отеческим законам и других принуждай почитать таким же образом. Тех же, кто вводит что-нибудь чуждое, преследуй и наказывай не только... Читать далее
По маленьку обо всём.   · 24 июл 2021
Это довольно просто. Почему отказывались поклонятся понятно, потому что ,,Не поклоняйтесь ЧУЖОМУ БОГУ, ведь Господь, чье имя Ревнитель, – ревнивый Бог(исх.34:14),, А вот почему римские власти относились враждебно это... Читать далее

Римские власти враждебно относились к христианам потому что римляне считали их бунтарями, они не поклонялись римским богам и императорам, они отказывались это делать и поклонялись только одному богу.