Это не совсем так.
Сама тема якобы гонений христиан в первые три века Римской Империи спекулятивна и сильно преувеличена. Впервые эта тема была поднята ещё во втором веке и стала называться: «Страдания за Веру» или «Смерть за Веру». В раннехристианской литературе и, конечно, за столетия после четвертого века, эта тема являлась как бы дежурной и обязательной в христианском образование и литературном творчестве.
Но в наше время объективность и рациональный анализ одерживает верх даже над такими крайне закостенелым понятиям и в истории христианства. Так христианский историк Кернс пишет:
-
«Несмотря на то что римляне шли путем идолопоклонства, исповедания мистических религий и поклонения императору, прежде всего они оказали влияние на политические условия, в которых явился Христос. И именно они были избраны Богом, чтобы выполнить Его волю.
Следующий фактор, благоприятствовавший формированию единства, заключался в том, что иноземцы могли стать гражданами Империи. Этот процесс начался еще до рождения Христа и закончился в 212 г., когда Каракалла разрешил свободном чужеземцам принимать римское гражданство. Таким образом, все люди Римской империи, в то время включавшей в себя основные страны Средиземноморья, начали подчиняться одним законам и стали гражданами единого государства.
Римский закон, который придавал большое значение достоинству каждой личности, ее праву на юридическую защиту и на римское гражданство, а также тенденция к слиянию людей различных национальностей в одну политическую организацию предвосхитили Евангелие, которое провозгласило равенство всех перед наказанием за грех и перед освобождением от греха. Павел, к примеру, напоминал Филиппийской Церкви, что христиане имеют одно жительство — на небесах (Флп. 3:20)…
Вдобавок заменители веры, которые предлагались самими римлянами, оставляли все-таки в создании людей место для поисков более духовной религии. Культ же римского императора, появившийся во время, соответствующее ранним этапам христианства, приводил людей к мысли об уязвимости Римской империи.
Рассмотрение указанных и подобных им факторов приводит к заключению, что Римская империя являлась удобным политическим окружением для распространения христианства в первое время его существования. Впоследствии далее средневековой церкви не удалось освободиться от ореола славы имперского Рима, и она пыталась воплотить его идеалы в своей церковной системе».
-
На мой взгляд, наиболее точный и не предвзятый анализ соответствия условия существования Римской Империи к появлению и распостранению христианства. Но, таким образом, получается всё ровно наоборот: именно римская культура и политическая структура стала основой развития христианства.
Так были ли гонения?!
«Пока что с теми, на кого донесли как на христиан, я действовал так. Я спрашивал их самих, христиане ли они; сознавшихся спрашивал во второй и третий раз, угрожая наказанием; упорствующих отправлял на казнь. Я не сомневался, что в чем бы они ни признались, но их следовало наказать за непреклонную закоснелость и упрямство. Были и такие безумцы, которых я, как римских граждан, назначил к отправке в Рим. Затем, пока шло разбирательство, как это обычно бывает, преступников стало набираться все больше, и обнаружились случаи разнообразные.
Мне был предложен список, составленный неизвестным и содержащий много имен. Тех, кто отрицал, что они христиане или были ими, я решил отпустить, когда они, вслед за мной, призвали богов, совершили перед изображением твоим, которое я с этой целью велел принести вместе со статуями богов, жертву ладаном и вином, а кроме того похулили Христа: настоящих христиан, говорят, нельзя принудить ни к одному из этих поступков.
Другие названные доносчиком сказали, что они христиане, а затем отреклись: некоторые были, но отпали, одни три года назад, другие много тому лет, некоторые лет тому двадцать. Все они почтили и твое изображение, и статуи богов и похулили Христа».
Из письма Плиния Младшего императору Траяну. Какие выводы можно сделать из сообщения консула-суффета (по современному вицепремьеру), каким был Плиний Младший на момент написания писльма?
Первое: нарушение религиозных правил было довольно «обычным» явлением того времени. Формально оно исправлялось официальными жертвоприношениями и отказа от своей веры, что легко делали большинство христиан. За редким исключением религиозного фанатизма, которое каралось смертью за «непреклонную закоснелость и упрямство», которое с точки зрения христианских апологетов считалось особой формой святости. Когда в 325 году христианская религия получила государственный статус, то в течении несколько лет каждый день проходили заново крещение около тысячи человек - те, кто отказался от веры в силу римских законов…
Второе: карательные меры против христиан носили исключительно защитный характер государственного официального язычества. К счастью, для христиан, эти меры носили отрывочный и крайне эпизодический характер в силу указанной причины в первом пункте. Если бы римляне захотели, то они бы уничтожили христианство как было сделано с последователями культа Бахуса и кельтскими друидами, обвиненных в человеческих жертвоприношениях. Как первые, так и вторые совершенно исчезли уже к концу второго века.
Резюмируя сказанное, можно сказать, что римляне не относились враждебно к христианству, также, как к примеру, и другим восточным религиям того времени: культу Кибелы или митраизму, например. Наоборот, римская толерантность фактически привела к успеху христианства как религии, а сами первые века стали образцовым примером «Империи Духа» в средневековье. Большинство христиан не афишировали свои религиозные убеждения и вполне корректно относились к государственным верованиям, включая культ Императора, за редким исключением фанатиков, с которыми разговор был короткий.
Интересное мнение!
Римские власти враждебно относились к христианам потому что римляне считали их бунтарями, они не поклонялись римским богам и императорам, они отказывались это делать и поклонялись только одному богу.