Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему при повышении спроса на товар или услугу должна вырасти цена?

Если брать в расчёт, что продавец преследует выгоду от выросшего спроса на его товар/услугу и вследствие чего повышает цену, а по закону спроса и предложения, чем выше цена, тем ниже будет спрос, не оставляет ли это продавца на том же уровне дохода, что был до повышения цены?
ЭкономикаЦены+2
Игорь Корнев
  ·   · 4,0 K
Работаю в Вышке, департамент экономики :)  · 19 янв 2022
Интересный вопрос, но не такой простой, как может показаться!
Дело в том, что предложение показывает, сколько фирма готова поставлять по той или иной цене. Это означает, что, вот, установилась рыночная цена, и фирма решает, сколько поставить на рынок. Сама она цену не выбирает. Подобная картина наблюдается на биржевых рынках сельскохозяйственной продукции. В такой ситуации рост цены определенно увеличит прибыль компании. В самом деле, даже если фирма продаст столько же, сколько до роста цены, обозначим q, то она получит дополнительную прибыль, равную qΔp, где Δp показывает, насколько выросла цена. Кроме того, фирма, возможно, увеличит выпуск - но только если это позволит ей получить еще больше прибыли.
Ситуация иная, если фирма, действительно, может выбирать, по какой цене продавать, что и наблюдается на большинстве рынков. Для начала можно пойти тем же путем, что и в прошлый раз. Если фирма не изменит количества продаваемой продукции, то рост спроса позволит ей продавать по более высокой цене, соответственно, прибыль, определенно, вырастет на qΔp. Таким образом, рост цены в ответ на рост спроса позволяет получить бОльшую прибыль.
Для дальнейших рассуждений полезно использовать математический анализ. Но можно пропустить и перейти к выводам.
=====
Пусть мы хотим продать q единиц товара. Обозначим цену, по которой мы можем продать столько за p(q). Функция p(q) называется обратной функцией спроса (обратной функцией в чисто математическом смысле). И пусть издержки на производство q единиц блага будут c(q). Тогда прибыль можно записать так: П(q) = p(q)q-c(q), то есть выручка за вычетом издержек. Когда эта прибыль будет максимальной? Для этого нужно взять производную прибыли по количеству продукта и найти, где она равна нулю. Воспользуемся штрихами для обозначения производных. По формуле производной произведения:
П'(q)= p'(q)q+p(q)-c'(q)=0.
Преобразование даст такое выражение: [p(q)-c'(q)]/p(q) = -p'(q)q/p(q).
Выражение слева показывает (если домножить на 100%), сколько процентов в цене составляет надбавка к издержкам. Например, себестоимость дополнительной единицы продукции равна 10 рублям, а продают ее по 25. [p(q)-c'(q)]/p(q) = [25-10]/25 = 0.6 = 60%. А вот справа величина, показывающая, на сколько процентов нужно снизить цену, чтобы продать на 1% больше товара. Иными словами это 1/эластичность спроса по модулю. Об эластичности спроса говорилось в одном из предшествующих ответов.
===== (конец технической части).
Таким образом, получается, что для максимизации прибыли фирме следует устанавливать надбавку больше, если изменение цены на 1% снижает количество проданного товара несильно (эластичность спроса низкая), и надбавку меньше, если сильно (эластичность спроса высокая).
Есть тенденция, что с ростом выпуска издержки на производство дополнительной единицы товара растут, потому что оборудование используется более интенсивно, чем это целесообразно. Рост издержек способствует росту цен. Однако, эта тенденция неуниверсальная. Издержки могут не расти, а могут даже падать. С другой стороны, важно, что происходит с эластичностью спроса.
В итоге рост спроса необязательно ведет к росту цен, но это частый и важный случай. Рост спроса обязательно позволяет фирме увеличить прибыль за счет возможности просто повысить цены.
Обычная спекуляция. Раньше за это была уголовная ответственность.
Экономика; шахматы; Библия, философия, логика (сим...  · 22 янв 2022
Пусть под влиянием определенных экзогенных факторов кривая спроса сдвигается вправо-вверх (спрос и цена растут). Изменение спроса - изменение количества товара, которое покупатели желают и могут купить, происходящее в... Читать далее
Скучный человек, который слишком много времени...  · 18 янв 2022
Представьте себе, что вы закупаете 10 яблок и на них есть спрос: 3 покупают обеспеченные, 3 берут средний класс и остальные забирают бедные. При повышении спроса на 10 яблок будут претендовать 10 богатых, 10 средних и 10... Читать далее
Инженер путей сообщения – строитель  · 18 янв 2022
Потому-что продавцом руководит исключительно собственная жадность. Его цель — содрать как можно больше, желательно другим продавцам ничего не досталось, потому-что у покупателя кончились бы деньги. Тем более, что подняв цену на... Читать далее
1 эксперт не согласен
Яков
возражает
20 янв 2022
Здесь все -- противоречивая бессмыслица, кроме того, что цену, действительно, определяет кривая спроса. Конечно... Читать дальше
Яндекс не дает отвечать на комментарии - личных...  · 18 янв 2022
Весь вопрос в том, что быстрее - рост цены или соответствующее снижение спроса (в экономикс есть специальный термин для этого - жесткость). Если спрос жесткий, то относительное (в %) падение спроса будет меньше относительного... Читать далее