Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Почему последняя выставка Херста в Венеции считается настолько плохой? Ну кич, ну конъюнктурно, но критика кажется просто несоразмерно злой?

Искусство и культура+2
Дмитрий Глазнев
  ·   · 1,8 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 11 мая 2018  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Full disclosure: мое отношение к Херсту можно назвать сдержанным одобрением. Ему удалось стать важным художником своего времени путем производства вещей, которые не отличаются ни сложностью, ни новаторством, но которые просто ему лично банально нравятся, что поделаешь. Вся эта некрофильская вычурность вообще характерна для Британских художников ("OUT, VILE JELLY!"), а Херст просто смешал ее с актуальной в современном искусстве темой неприлично большого бабла. Кто-то должен был сделать инкрустированный бриллиантами череп, ну.

Так что Херст это тоже наше все, его вклад это как минимум один из канонов 1990-х, пусть и в качестве комиксового злодей, и я всегда был огромным поклонником идеи, что Херст и Бэнкси это одно лицо – это было бы так прекрасно.

В свете всего этого, ощущения мои по поводу Wreck of the Unbelievable были весьма двоякими.

Я не могу сказать, что это конъюнктура – на мой взгляд, конъюнктура это скорее когда Абрамович приплясывает под Jay Z, вот же ебаный стыд. Мир искусства давно относится к подобным вещам весьма негативно, и Херст это понимает, и устроители это понимают, и даже коллекторы это понимают – даром, что все работы были распроданы еще до открытия Биеннале. Я бы также сказал, что конъюнктурой скорее страдают многие молодые звезды большого рынка, как Jacob Kassay и Lucian Smith и прочие зомби-формалисты. Херст, по сути, просто продолжает работать в своем ключе, и у меня нет уверенности, что в тех же 1990-х все это не вызвало бы раскатистый рёв восторга.

Так в чем тогда проблема? Я бы сказал, у нее есть две составляющих.

Первая в том, что это self-deprecation. Мир искусства реально не знает, что сделать с рыночным пузырем, поскольку рыночный пузырь живет и работает по своим правилам. Они пересекаются, но процентов максимум на тридцать. Это напрягает великое множество кураторов, галеристов и даже опытных коллекционеров, но даже их коллективное влияние не сильно подкашивает его ход – то, что, например, Симковитц все еще не выжат с рынка, тому примером. В Херсте просто видят не просто носителя симптомов, но и апологета этого процесса (первое справедливо, второе, я бы сказал, нет).

Вторая в том, что работы банально не дотягивают до уровня в первую очередь самого Херста. Акула в формальдегиде и череп, инкрустированный бриллиантами – это крутые работы. Это однозначно одни из лучших работ 90-х. Во всей серии Wreck of the Unbelievable просто нечему с ними сравниться, ни по лаконичности, ни по форме, ни по силе высказывания. При том, что хорошие работы есть – к примеру, The Sadness (золотой труп мартышки) и некоторые бюсты – но средний градус довольно скучный, а при масштабности предприятия он ощущается с дополнительной остротой. И я уверен, что если бы средний градус был на уровне той же акулы, то и реакция на все это была бы намного более сдержанной.

Тем не менее, я все равно вынужден сказать, что я рад, что все это существует, даже в таком виде. Это большие, красивые вещи. Это монументальная, сука, скульптура. Я люблю монументальную, сука, скульптуру.

Исчерпывающе! Мне, однако, показалось что-то знакомое из истории Секс Пистолс (Херст в роли МакЛарена).  Когда... Читать дальше