Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

В чём гениальность "Мона Лизы"?

Искусство и культураФилософия+3
Дарья Страмнова
  ·   · 54,8 K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 30 июл 2015  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
Есть история искусства, есть признание другими художниками, и есть народная известность.
В плане истории искусства — это эссенция светского портрета, одна из работ, установивших новый канон изображения человека в лоне гуманистической мысли: поворот головы, лёгкая экспрессия, воздушная перспектива с дымкой на заднем плане, совмещение реалистического и идеалистического в изображении анатомии, мягкие очертания, скрывающие границы отдельных мазков.
Ничто из этого не было придумано да Винчи или использовано им в первый раз — скорее, работа демонстрирует смену художественной парадигмы. В начале 1500-х портрет находился в переходной стадии между Средневековьем и Новым временем, художники пробовали разные способы совмещения символизма, натурализма и стилизации, разный подход к фону, разную работу со светом.
Да Винчи решил так. Найденная им комбинация вышла удивительно хорошо, что привело к влиянию на других художников и "теорию" своего времени. Рафаэль скопировал её композицию аж для четырёх картин, включая "Даму с единорогом"; Вазари воспевал её "реализм" и приводил в пример как достижение пределов возможностей живописи.
После чего да Винчи увёз её во Францию, где она триста лет пролежала в королевской коллекции. Когда Лувр, после ВФР, стал публичным музеем, "Мона Лиза" снова оказалась на виду — и, в отличие от других вещей своего времени, вроде работ Кранаха и Боттичелии, вглядела на удивление современно. В определённом смысле, даже современнее ещё недобитого рококо, потому что, даром что она была крайне насыщенной для 1500-х, она была крайне сдержанной в сравнении с Виже-Лебрен. Признание не только подвижно — оно может, в разные периоды, даваться за прямо противоположные вещи.
Так или иначе, ещё до своего злосчастного похищения в 1911-м, "Мона Лиза" уже упоминалась в литературе как всемирно-известное полотно:
"(…) it has ever been esteemed a wonderful work (…)" — F. C. Turner, 1906
"Two of the portraits that he painted at this time are especially famous — that of Ginevra Benci (“ Cosa Bellissima ,” says Vasari), which has perished, and that of Mona Lisa." — A. Woltmann, 1894
"(…) the world-famed Mona Lisa (…)" — R. Muthard, 1907
И так далее.
Что до народной славы, она коррелирует не столько с похищением, сколько с общественным запросом на списки шедевров. Люди, не имеющие никакого реального интереса к искусству, держат в памяти только с полсотни самых цитируемых картин: да Винчи, Мунк, Ван Гог, Микеланджело и т.д. Все они держатся там по нехудожественным причинам, и быстро сходят на нет если эти причины устаревают. Так, к примеру, ажиотаж вокруг "Мона Лизы" был довольно тихим в 1980-х, и поднялся к 2000-м только благодаря Дэну Брауну — отвечая, опять же, не спору на живопись, а спросу на конспирологический бред.
Отсюда же, из этой внехудожественной известности, растут многочисленные попытки её опрокинуть, списать на массовую промывку мозгов и происки тайной искусствоведческой ложи.
Итого — это мастерская работа, которая должна была впечатлить заказчика, потенциальных заказчиков и коллег. Она очень характена для своего времени, и она очень нехарактерна для своего времени. Её признание и оправдано, и неоправдано; она недооценена и переоценена в разных смыслах. Это типичная ситуация со всей классикой.
Если вы будете в Лувре — её конечно стоит увидеть. Она сработает, или нет, или сработает так себе. Это уже как выйдет.
Художник, искусствовед, актёр, диктор и вообще...  · 13 мая 2018
Действительно "Мона Лиза" превратилась в поп-икону из-за бесконечного тиражирования её изображения. Она появлялась везде - на деньгах, на туалетной бумаге, на трусах, на сумках, на домах и даже цветы высевали таким образом что... Читать далее

А как вам удалось увидеть её вне стекла? Выставка для искусствоведов?

психофизиология зрительного восприятия  · 3 авг 2021
Портрет Моны Лиза долгое врем был заурядным и никогда не считался выдающейся работой Да Винчи. Ситуацию изменил портрет-двойник, который неожиданным образом появился после кражи картины в 1911 г. Вся эта шумиха с похищением/воз... Читать далее
Программист  · 18 авг 2015
Стоит добавить, что популярность Джоконды резко возросла после похищения картины в 1911 году и последующего возвращения в Лувр в 1914. В наше время Мона Лиза стала культурным феноменом (что, конечно, не умаляет достоинств самой... Читать далее
веб-программист  · 13 авг 2015
Добавлю мнение дилетанта) Портрет живьем смотрится совершенно иначе чем на репродукциях. Он значительно объемнее, что особенно заметно на фоне других картин в этом же зале. Подобный эффект я наблюдала только на щите с медузой... Читать далее
Не будучи "обременённым" жаркой любовью ко всему что создал да Винчи (за исключением портрета Иоанна Крестителя по всему судя что неоконченного) позволю выразить что Джоконда безусловно выдающийся портрет прежде всего стилем её... Читать далее
вечно юная искусствоведша  · 2 июн 2016
картина да винчи – значительное произведение высокого ренессанса, на ее примере можно понять, что же такое отличительная черта мастера – сфумато, да винчи писал ее четыре года и так и не дописал, зато на полотне "воспроизведены... Читать далее
Первый
Дизайнер  · 18 янв 2016

Я читала что Леонардо Да Винчи в этой картине впервые для своего времени изобразил воздушную перспективу. И сам таинственный образ наверное притягивает людей, безупречное исполнение для того времени.

Первый
Когда в Лувре вошла в зал, где висел портрет Моны Лизы, то поразилась, с каким выражением смотрит она на толпу:"Вы что, все пришли на меня посмотреть?...Удивительно..." Какая-то неуловимая издёвка в её взгляде меня поразила...
•🎼музыкант🎶•  · 28 апр 2016

А я ещё слышала, что в лице Моны Лизы воссоединены черты женские и мужские. Отсюда и некая своеобразная притягательность. Может кто-нибудь меня дополнит..