1)Наши музыкальные вкусы формируются вместе с опытом прослушивания той или иной музыки с самого детства. В моем окружении многие являются профессиональными музыкантами или любителями-самоучками, а кто-то вообще роли музыки отводит последнее место в жизни, и у всех нас, несмотря на общие точки пересечения, все равно путь приобретения музыкального опыта разный. Например, в моей семье всегда звучала и звучит зарубежная музыка (в том числе и классика). И я воспринимаю иностранных исполнителей как родных. А вот русских любимых исполнителей могу пересчитать на пальцах одной руки. Тоже самое с классикой: куда более вероятно, что человек, впитывающий классику с детства, будет как минимум более к ней восприимчив в будущем, чем тот, кто ее никогда не слушал в период формирования личности. Я склоняюсь к тому, что, все-таки, среда формирует человека. Развитый слух или умение играть на музыкальных инструментах хоть и влияют на итоговые музыкальные предпочтения, но все равно не являются основными причинами для того, чтобы любить слушать классику.
2) Классическая музыка писалась, когда у людей было а) время, на то, чтобы создавать такие длинные шедевры и б) у слушателей было время на то, чтобы, собственно, не только слушать, но и осознавать эти произведения. Мир жил в другом ритме. Жизнь текла медленнее. Поэтому классика часто ассоциируется у подростков с чем-то отстойным/не модным/старым/скучным - да и в чем-то они по своему правы, т.к. классика не сильно соответствует качеству и стилю жизни среднестатистического подростка. Они не слушают ее по тем же причинам, по каким рэп или хип-хоп во всю мощь не звучит в домах престарелых (никакого эйджизма). А если слушать классику не модно среди твоих соратников, то и ты тоже ее слушать не будешь - психология толпы и определенного социального круга.
3) Чтобы увлечь подростка классикой, его нужно заинтересовать. А кто этим занимается? Где взять мотивацию и вдохновение на то, чтобы заценить всю сложность/многогранность/величие классической музыки? Обычно этим занимаются или родители или преподаватели. С первыми все более-менее понятно. А в школах (только если это не специальная, узкопрофильная, музыкальная школа/муз.училище) разве есть кому-то до этого дело? Благо в массовом кинематографе/сериалах/различных шоу периодически делают вставки с классикой, и иногда это вызывает интерес. Но этого не достаточно, если целью является привить вкус к классике подросткам.
А вообще, многое зависит от человека. В своей юности я классику слушала, как и слушали ее многие из моих 16-тилетних товарищей. И также знаю людей сейчас, которые никогда классику не слушали, но стали ее изучать уже осознанно во взрослом возрасте. Среда+образование+интерес - наверно топ причин, но сюда еще могут вклиниться жизненные обстоятельства+опыт+особенности личности+многое другое. Так что, все индивидуально.
С уважением,
ИМХО.