Многие владельцы мотоциклов действительно сталкиваются с проблемами при оформлении ОСАГО. Бывает, что страховые компании отказывают в выдаче полиса, ссылаясь на отсутствие бланков, нужных специалистов-менеджеров или неисправность IT-систем и другие причины, которые кажутся клиентам странными. И часто у страховщиков на это есть свои веские причины.
1.Недостаток квалификации
Если полисы ОСАГО на автомобили каждый страховой менеджер оформляет ежедневно пачками, то «автогражданка» на мотоцикл — штучный товар. Многие менеджеры офисов (особенно в регионах) не имеют опыта оформления таких полисов и боятся сделать ошибку в бланке строгой отчетности. Некоторые руководители пугают персонал штрафами, чтобы сотрудники внимательно заполняли формы и не портили зря бланки ОСАГО, за которые страховщик отчитывается перед вышестоящими инстанциями, а данные обо всех полисах (даже испорченных) необходимо передавать в базы Российского союза автостраховщиков (РСА). Вот менеджеры и пытаются избежать ответственности, отказывая клиентам-мотоциклистам. Кроме того, во многих подразделениях действует правило: всех клиентов с ОСАГО на мотоцикл оформлять в одном офисе (обычно центральном). Делается это для снижения числа ошибок и дополнительного контроля.
2.Проблемы с IT-системами
В большинстве случаев проблемы с базами данных и IT-системами — не выдумка. Все полисы, оформляемые на мотоциклы, проходят усиленную проверку, чтобы пресечь случаи мошенничества. И часто системы «виснут» или не дают доступа к информации именно по этому виду ТС. Так, в первые недели введения е-ОСАГО мошенники нашли лазейку: оформляли электронный полис на авто, вбивая в технических параметрах данные реально существующего мотоцикла. В отсутствие визуального контроля менеджера система рассчитывала стоимость для мотоцикла, а злоумышленники получали реальный действующий полис ОСАГО на авто, который стоил при этом значительно дешевле, но официально отражался во всех базах. В регионах такие полисы оформлялись десятками и даже сотнями, так что некоторые страховщики просто заблокировали возможность оформлять ОСАГО на мотоцикл, пока не убрали баг. Проблема решилась, а осадок остался.
3.Действия мошенников
Мотоциклы часто используются мошенниками для инсценировки аварий, поскольку доказать повреждения от падения на асфальт мотоцикла в конкретном ДТП сложнее, чем если речь идет о столкновении двух авто. Часто правильно оценить ущерб, полученный мотоциклом, не могут даже независимые эксперты. Это открывало простор для действий автоюристов в судах. Сейчас проблему частично удалось решить за счет появления института финансового уполномоченного (финомбудсмена), который осуществляет досудебное урегулирование споров в ОСАГО, однако тема мотоциклистов остается потенциально рисковой для страховщиков. И не из-за частоты страховых случаев и величины ущерба, как думают многие, а по причине высокой активности мошенников.