Конечно же на старте работает генетика и часть людей, в следствии врождённых болезней (в том числе внутриутробного развития) или "поломок" имеют проблемы с обучением.
А дальше, уже помимо генетики начинает работать воспитание и среда.
Во время роста, в разное время активируются разные зоны мозга. Т.е. человек не рождается с готовым мозгом. Мозг крайне пластичен и проходит множество стадий развития. На определённом этапе малыш начинает нормально видеть, на другом начинает учиться разговаривать, на следующем появляется усидчивость.
С одной стороны эти этапы запрограммированы в нас, но из-за питания, стрессов и много чего ещё, эти этапы могут иметь подвижки. Так же эти этапы развития навыков могут не совпадать с программой обучения в школе. Есть люди,которые достигают половой зрелости в 8 лет, а есть в 16. Нельзя пока отрицать, что часть людей может пройти определённый этап умственного развития раньше или позже. Плохая успеваемость в 1 классе, не гарантирует 100% неуспеваемости дальше, скорее достаточно много случаев когда одни люди к окончанию школы подтягиваются, а другие наоборот. Так же как не точно, что "вундеркинды" обязательно вырастают в гениев. Скорее достаточно примеров, что это не является правилом. Так же как есть исследования, показывающие, что обезьяны одного возраста с нашими детьми могут решать некоторые задачи лучше человека (того же возраста). Т.е. ранняя, "врождённая" успеваемость не даёт гарантии успешности или "ума" в дальнейшей жизни.
Успешность измеряется многими параметрами, однако тупых людей не видел в успешных
Дурачек Дуракович, успешность вообще для каждого своя, а тупость относительна и тоже не однозначна. Я достаточно людей, откровенно безграмотных, видел на высоких должностях (не соответствующих должности) .
Думаю, что прежде всего, нужно дать определение понятиям: умный человек и глупый человек. В зависимости от того, какими они будут, можно разбираться дальше.
Банально просто из за различий строения мозга , у кого то больше а у кого то меньше нейронов и их связей в голове, а также механизмов их взаимодействия .
Люди не рождаются умными или глупыми, они такими становятся отказываясь развивать себя. На это оказывает влияние окружение, родители, родственники, друзья.
А от рождения можно получить лишь способность к умственному развитию.
Основа основ-прилежание это есть саморазвитие, о котором написаны комменты, с чем и соглашаюсь...имхо