Адам и Ева преступили заповедь Божью, вкусив запретный плод с древа познания добра и зла. Они по своей человеческой природе стремились к благу, и пока они пребывали в Боге, они точно знали об истинном благе; но как только они удалились от Бога, посредством своей гордыни, то потеряли это истинное знание, и были уловлены. Они стремились к благу, но на самом деле избрали смерть, промахнувшись; ведь грех - это по сути и есть промах, когда человек стремится к благу, но по причине недостатка или отсутствия истинного ведения о нем, ошибочно избирает для себя грех, а через него и смерть. Ведь написано, что возмездие за грех - смерть, значит Бог наказал первого человека Адама этой самой смертью, которая вошла во весь род человеческий (Адамов), ибо в нем все согрешили. Неужели Бог не знал об этом заранее?
Дело в том, что зная заранее нашу склонность к впадению во всякие пороки, Он предвидел разрушительные последствия этого, и вот эти самые последствия Он премудро сделал входом, ведущим к благам и к исправлению нашей поврежденности, говорит Исаак Сирин. Ведь Бог любыми средствами, в том числе и нашим грехом, достигает того, что предназначил Он к нашей пользе. Именно об этом говорит Апостол Павел: "Аще ли неправда наша Божию правду составляет, что речем?" (Рим. 3,5). Таким образом, промыслительная забота Божия ведет нас к цели, соответствующей Его воле, но средства для достижения этой цели берутся, по внешнему представлению, от нас же: "Аще бо истина Божия в моей лжи избыточествова в славу Его, что еще и аз яко грешник осуждаюся" (Рим. 3,7). Ведь премудрый Творец взял лукавство дел наших и воли нашей, дабы исполнить Свое домостроительство, в котором содержится неизъяснимая польза.
Бог установил для Адама смерть под видом приговора за грех, и посредством этого самого наказания, Он выявил наличие греха, но истинной целью Бога не было наказать Адама смертью за совершенный им грех, хотя Он и показал, что смерть была установлена для Адама как возмездие за его ошибку. На самом же деле Бог скрыл Свою тайну в этом наказании, и под страшным образом Он спрятал Свое предвечное намерение относительно смерти. Хотя она страшна, трудна и разрушительна, однако в действительности это – средство перенесения нас в тот восхитительный и преславный мир. Без смерти не было бы возможно перейти отсюда и быть там.
Таким образом, на первый взгляд, изгнание Адама и Евы из рая, имело причиной Божий гнев: поскольку они преступили заповедь, то оказались вне рая, но во всем этом уже присутствовало домостроительство, совершенствующее и ведущее все к тому, что изначально являлось намерением Создателя. Не непослушание ввело смерть в дом Адама, и не нарушение заповеди извергло Адама и Еву из рая, ведь если бы они не нарушили заповедь, они все равно не были бы оставлены в раю навсегда; потому что Бог не сотворил их для пребывания в раю – лишь малой части земли; но всю землю должны были они покорить. Ведь не могло всё произойти иначе, чем в соответствии с тем, что Бог предвидел. Вот каковы все дела Его: Он ничего не делает ради возмездия, но взирает на пользу, которая должна произойти от Его действий.
Итак, Адам и Ева съели запретный плод, потому что Бог им попустил это сделать, Он волю их греховную взял за предлог в Своем спасительном промысле; ведь Бог настолько всемогущ, что вместо того, чтобы запретить грех, Он этот самый грех превращает во всеобщее благо.
источник:
преподобный Исаак Сирин Ниневийский "О божественных тайнах и о духовной жизни", беседа 39