Как говорил один из чеховских персонажей «без театра нельзя». Необязательно быть знатоком и театроведом, чтобы посещать спектакли и получать от них яркие впечатления. Театр – тот самый мир, в котором «женщины, мужчины - все актеры». В каком-то смысле и День Театра (27 марта) ––праздник, который честнее других календарных праздников. Не узкоспециальный, не профессиональный, а всеобщий и… самообличительный. Справедливо и то, что день этот не окрашен в красный цвет и выходным не является: играем без выходных. Но и те, кому претят маски, выйти из игры не могут. День театра – праздник не ограниченный пространством сцены. Кто-то в театре проводит дни напролет, а кто-то вечера. Кто-то посвящает ему жизнь, а кто-то время (жизни). День театра – праздник публики. Все для нее. Она в театре важней даже зощенковского монтера. Ее винят в непонимании, недалекости (будь то партер или балкон), невежестве и поверхностности. Но без нее немыслим театр. Романтика пустого зрительного зала ощущается в день, когда спектакля нет. Пустой зал в вечер представления задает жанр тем, кто одинок на сцене – это трагедия. Но и зал «битком» тоже не всегда примета успеха. Коммерческого быть может, но есть у театра иные, не конвертируемые задачи… «Каждый зритель приносит в театр свою собственную акустику», – как писал Станислав Ежи Лец. Зритель является сотворцом спектакля, как и актер. Современный театр не позволяет публике быть безучастной и пассивной, но требует от нее максимального вовлечения. В отличие от актеров, зритель «не одну играет роль», а потому должен уметь настроиться на частоту спектакля, быть чутким, смелым и готовым совершать открытия.
На первом занятии своего лекционного курса я как-то спросила у аудитории (первая волна курса на 100% состояла из женщин от 17 до 65 лет): «Почему Вы ходите в театр?». Основные ответы сводились к:
•Потребность в социальном взаимодействии, живом общении
•Традиция / по привычке
•Выход в свет/ модно
•За эмоциями
•За эстетическое удовольствием
•Саморазвитие
•Забыться! Эскапизм
•Желание развлечься
•За чудом!
Мои коллеги (а ведь критик – это тоже зритель) говорили о том, что театр помогает им развивать способности к творчеству, помогает учиться, узнавать новое, учит понимать себя и историю своей страны. Говорили мы и о роли театра в социальных изменениях, о потенциале театре менять жизнь вокруг себя, помогать нам лучше понимать людей из других культур, быть менее этноцентричными и более толерантными.