Подобного типа ролики популярны уже очень давно и даже находятся в топе YouTube. И они включают не только американцев. Это целая серия с огромным количеством просмотров, минимально от сотен тысяч. Например, снимают итальянцев, которые как-то реагируют на что бы то ни было русское или советское: смотрят советские фильмы, слушают русскую музыку, пробуют русские соленья вроде квашеной капусты. Все это дело они комментируют на итальянском, это переводится на русский, и к экранам припадает огромное количество народу. То же самое было с греками, французами и другими. Это очень популярный формат, который сейчас еще больше оживился в связи с чемпионатом мира, что привлекло большое количество иностранцев.
Причина этого очень проста: тяга к изоляции, которая характерна для нашей страны и которая является мейнстримом у нас в пропаганде. «Мы – особая нация. Мы должны жить отдельно. Мы должны быть изолированы от всех прочих и идти по своему особому пути». У этой изоляции есть своя оборотная сторона — это болезненный интерес к другим. Если человек провозглашает, что он сильно отличается от всех остальных и идет своим путем, очень часто это является отражением того, что он очень хочет узнать, насколько это заметно и насколько им интересуются или насколько все в мире потрясены таким выбором и отдельной, ни на кого не похожей позицией. Все это выдает определенный комплекс национальной неполноценности или национальной сверхполноценности, что с точки зрения психологии – родственные понятия. Мы декларируем, что нам наплевать на Запад и абсолютно все равно, что они там делают. Мы сами с усами и сами все знаем, а с другой стороны, у нас население крайне озабочено тем, что на самом деле про нас думают. Получается, что стороннее мнение для нас в чем-то важнее, чем наше собственное.
Так было всегда. Это было еще до YouTube. В России к иностранцами всегда было особое отношение. Мы всегда очень охотно цитируем воспоминания или путевые заметки иностранцев о том, как они побывали в России. Начиная от ранних путешественников, это все становится настольной книгой. Например, когда иностранец куда-то прибывает, к их приезду считается нормальным специально наводить марафет. Магазины для иностранцев в СССР были совершенно не такие, как для основного народа. Считалось, что они должно по-особому потреблять, жить в особых гостиницах, на особых условиях, ходить по особенно чистым улицам.
Если смотреть совсем вглубь явления, в основе всего лежит низкая национальная самооценка. Человек, у которого самооценка занижена, считает, что он «ни с чем пирожок», ничего выдающегося и ничего хорошего, у него развивается невроз на эту тему. Такие люди крайне озабочены самоутверждением. Когда я сам в себе не уверен, я ориентирован на то, чтобы получить внешнее подтверждение, что на самом деле я ого-го. Это постоянный диалог с миром, обращение к окружающим, мнение которых значимо, за подтверждением, что я на самом деле лучше, чем о себе думаю. Отсюда появляются приступы агрессии. Человек подозревает, что к нему плохо относятся, и за это всех ненавидит, подозревая, что есть за что к нему так относиться. Такой человек не находится в равновесии. С другой стороны, что интересного в том, что какие-то итальянцы едят квашеную капусты? Кто они такие? Почему их мнение важно для нас, непонятно. Но у них 200 000 просмотров. Если у человека нормальная самооценка, то он к этому относится, пожимая плечами. Надо, чтобы ему объяснили, почему мнение этих американцев или итальянцев важно. Если у него низкая самооценка — это ему интересно, мнение чужих его особенно интересует, а мнение русских о том же самом признается менее значимым, потому что национальная самооценка низкая. Россияне, говорящие о квашеной капусте, – это неинтересно, поскольку я как россиянин считаю, что все россияне не совсем полноценны. Он так думает в глубине души и низко все оценивает. Поэтому мнение русских не очень важно, как и его собственное. А вот мнение чужих, которые «не я» — важно. Получается, что ушлые ребята с YouTube этим воспользовались так же, как это сделали раньше издательства, публиковавшие мнения иностранцев о России.
Еще одна причина: к России всегда присутствовал некоторый интерес. Если брать весь мир, то у многих людей за рубежом есть интерес и к Зимбабве, и к другим странам. То есть к любой экзотике и другой стране. В любой стране есть люди, которым Россия интересна из-за литературы, богатой истории и так далее. Их много. Но в данном случае такой интерес людей к России подогревается коммерческим успехом. В России люди поняли, что это хорошо продается россиянам.
Те же ролики про итальянцев сделаны хитрой парой русских людей, которые в Италии ведут курсы русского языка для желающих. Они их учили, но потом напали на золотую жилу, что если параллельно этих итальянцев снимать и выкладывать в YouTube — набегает толпа русских, которым это все очень интересно. Они взахлеб изучают, как итальянцы смотрят фильм Гайдая «Кавказская пленница» или как они слушают песни Шнура. Такие ролики собирают огромное количество просмотров. Эта история поставлена на поток. Теперь они придумывают разные поводы, что можно предложить своим ученикам. А итальянцам это по приколу и они в этом с удовольствием участвуют.
www.youtube.com/embed/vBwSO8e2jWA?wmode=opaque
Так что в этом феномене замешан еще и элемент здорового коммерческого интереса. Например, отец с сыном — англичане — стали героями популярного ролика, в котором хвалят Россию. Оказалось, что сам отец уже живет 15 лет в России, женился тут, принял православие в Санкт-Петербурге, но зовется англичанином. Он поймал хайп. Думаю, что в самой Англии он едва ли пользуется интересом. А россияне ему вполне добавляют лайков.