Токораздел — разрыв в электроснабжении контактного рельса на метрополитене. Создан для разделения участков электроснабжения от разных тяговых электрических подстанций. Длина токораздела задается в «ПТЭ метрополитенов РФ» (правилах технической эксплуатации).
Длина токораздела выбирается достаточной, чтобы движущийся вагон не соединял соседние участки, питающиеся от разных подстанций и не создавал помехи электроснабжению.
Токоразделы бывают перекрываемые и неперекрываемые. Неперекрываемый - не менее 14 метров между концами отводов (концами контактного рельса), перекрываемый - не более 7,7.
Отвод контактного рельса.
На перекрываемом токоразделе, при прохождении возле него вагона, существует момент, когда передний токоприёмник вагона уже зашел под следующий контактный рельс, а задний ещё не вышел из под предыдущего. В этот момент происходит "перекрытие", т.е. соединение двух участков контактного рельса через силовую схему вагона. Перекрываемые токоразделы сделаны в тех местах, где нет возможности провести целый контактный рельс. Например, гермозатворы, стрелки.
Неперекрываемые сделаны для того, чтобы можно было снять напряжение на участке, а не обесточивать всю линию. Если бы вся линия не была поделена на фидерные зоны, то вся линия была бы под напряжением и нельзя было проводить работы.
При движении через токораздел освещение в вагонах старых моделей может прерываться Начиная с вагонов типа 81-714/81-717 («номерные»), вагоны оборудуются блоком питания собственных нужд (БПСН), который обеспечивает работу низковольтных цепей вагона (в частности, освещения) во время прохождения токораздела.