Справедливый. Если смотреть не на отдельные его кусочки, а в целом. Причинно-следственные связи работают, как часы. Лучше, чем часы. Всегда. Без исключений. Любую ситуацию, которую имеет в любой момент времени любое живое существо - оно заслужило. Все является плодом лично наших усилий. Также любое наше действие, слово, мысль будут иметь свои плоды. Часто очень сложно проследить причину и следствие. У тебя вроде бы просто плохое настроение, или рандомный человек сделал тебе говно. Или наоборот неизвестно откуда привалило счастье (деньги, любовь - что угодно). Только на первый взгляд все кажется случайностью. По факту каждый получает ровно то, что заслужил. Всегда. Без исключений.
Было бы круто, если бы все так и работало. Но пока нет доказательств существования этих причинно-следственных связей. Даже если человек сделал подлость, а потом заболел, можно ли утверждать, что болезнь явилась следствием? После этого — не значит по причине этого.
Андрей, заслужил. Любое живое существо, в т.ч. человек, получает рождение в том теле, и в тех условиях, которые заслуживает.
Ульяна, ты можешь сама получить эти доказательства. Будь наблюдательна, и учи матчасть.
Чтобы что-то заслужить, нужно что-то сделать сначала. Как можно что-то заслужить до своего рождения?
Андрей, и тут мы подошли к такой сфере, о которой спорить бесполезно. Либо ты принимаешь реальность бесконечной череды рождений и смертей, и тогда мир справедлив; либо нет, и тогда справедливость нет. Я принимаю, и говорю, что рождение также обусловлено причинно-следственных связями, т.е. поступками, словами и мыслями в предыдущих жизнях. Каждый получает то, что заслужил, не больше и не меньше.
Зря вы так ограничили свой выбор до двух вариантов. Кроме реинкарнации можно ещё множество моделей справедливого мира придумать.
Например? Я пришел к выводу, что нельзя. Если один рандомно рождается в жопе, а второй в топе, то справедливость здесь может быть только в том случае, если этому что-то предшествовало.
Если пофантазировать, то вот Вам пример: перед рождением каждый выбирает себе условия жизни, исходя из своих потенциальных возможностей. И там считается, что чем больше страданий ты выбираешь, тем ты круче. Никакие грехи этому не предшествуют, просто свободный выбор. Как видите, здесь тоже есть причинно-следственная связь другого порядка.
Справедливость — это слово. Слово существует только как элемент причинно-следственного процесса, у каждого слова есть причины. Когда вы пытаетесь описать мир до рождения или после смерти, вы переносите не применимые для такого описания причинно-следственные связи. Это как если бы человек всю жизнь выращивал морковку, а когда у него однажды выросла картофелина, он бы стал ждать, пока она покраснеет. Морковные причины не работают с картошкой. Есть живое, и есть неживое. Это два несвязанных состояния, трансцендентных друг другу. Мёртвому человеку одинаково бесполезны справедливость и припарка.
Может быть мир до рождения и после смерти (далее - тот свет), если он существует, является первопричиной мира материального? Есть макромир, есть мир элементарных частиц. Внутри этих миров действуют различные закономерности, но вместе они представляют единую систему. Да, я не могу описать макромир законами квантовой механики, но, тем не менее, макромир порожден миром элементарных частиц. Подобное теоретически может происходить с тем светом и материальным миром.
Ульяна, а откуда берутся потенциальные возможности? Почему люди делают разный выбор?
Андрей, почему не применимые? Раз уж мы пустились в эти обсуждения, то давайте разберем одно обстоятельство. С зачатием появляется человеческое тело, потом оно умирает. Но человек - это не только тело. На протяжении жизни ум человека, его восприятие себя, вселенной меняется, приобретая те, или иные формы. В момент смерти ум находится в определенном состоянии, исходя из которого для того, что остаётся от человека после смерти, притягательны те, или иные условия рождения, которые мы и получаем. Это все равно, что всю жизнь сажать картошку, и получать как раз картошку.
Все живое живо всегда. Жизнь просто перетекает из одного места в другое.
Можно придумать, что в этой модели мира потенциальные возможности происходят из количества вложенного труда. Один долго предпочитал рождаться в богатой семье и ничего не делать, а другой выбирал себе каждый раз жизнь сложнее. Может они вообще на том свете каким-то образом работали, и наработали себе разные возможности. Делают разный выбор, потому что у них свобода воли и выбирают, что хотят (в рамках того, что существует).
Давайте отделим известные признаки существующего и несуществующего. Существующее воплощено в материальной форме, как вещество или энергия, существующее обнаруживаемо с помощью органов чувств, существующее доступно для познания. Существование явлений с противоположными свойствами недоказуемо и применять к таким гипотетическим трансцендентным явлениям характеристики существующего бессмысленно, потому что от этого не может быть пользы, это как рубить воздух топором. Слово справедливость доступно для понимания только живому человеку, не родившийся или умерший человек не имеет инструмента для осознания смысла справедливости. Поэтому некорректно требовать ответственности от тех, кто не родился, или кто умер. Они или ещё не люди, или уже не люди.
Никто и не требует ни от кого ответственности. Механизм причинно-следственных связей работает вне зависимости от того, осознаем ли мы его, или нет.
Справедливость ≠ равенство
Потому что справедливость - это социальное понятие, придуманное людьми для своего собственного выживания. А весь остальной мир живёт по другим законам (например, по законам джунглей).
Много ли осталось остального мира без людей?