Праздники создают человеческое время.
Ни в одной культуре не существует праздников, дата которых определена жребием. Не существует культур без праздников.
Даже неверующий человек не уходит от цикличности, навязываемой времени человеческой природой: он празднует свой день рождения или годовщину свадьбы. У кошек нет дней рожденья. Праздник - как бы стихи из событий со строкой длиною в год (например), в конце которой ставится рифма.
Без праздников не было бы памяти, без памяти не было бы человека. Хотя физическое линейное, однонаправленное время существовало бы.
В каждой культуре каждый праздник - помимо своей абстрактной человекообразующей функции нанесения зарубок- выполняет функции, связанные с конкретной культурой.
Даже в позднем Советском Союзе 1980-ых, когда разнообразные "производственные праздники" не были наполнены ничем, кроме еды, водки и парадоксальных здравиц в честь мифического "дела Ленина" (например), праздник выполнял свою времяобразующую функцию. Если жизнь человека - всего лишь линейный, бесконечный производственный процесс, выпуск продукции, то в календаре все равно найдутся дни, когда выпущенную продукцию просто и тупо жрут.
Праздник сосредотачивает на каком-то дне года (на нескольких днях) избирательные смыслы, рассеянные культуре в целом. Он обновляет все смыслы, делая акцент на какой-то группе, набирая аккорд. Но звучат все равно все струны.