В существовании этого феномена участвует два механизма: максимизация подкрепления и предотвращение угасания поведения.
Оповещение об ошибке является наказанием (снижает частоту поведения, за которым оно последовало), а живые организмы стремятся к минимизации наказаний и максимизации подкреплений. Поэтому, существует фундаментальное противоречие внутри обучения методом проб и ошибок - с одной стороны, после совершения ошибки нужно продолжать обучение, с другой, оповещение об ошибке наказывает "обучающее поведение" и мотивирует субъекта избегать продолжения обучения.
Оповещение об ошибке сопровождается неприятными эмоциями и негативными автоматическими мыслями, а среда позволяет успешно избегать обучения методом проб и ошибок. Например, если вам нужно освоить новую профессию, но у вас не получается, то вы можете избегать этого всю жизнь и это не повлияет на ваши шансы выжить, т.к. есть работа, для которой не требуется дополнительного обучения или на которой обучение не подразумевает возможности ошибиться. Избегающее поведение, провоцируемое связью между воспоминанием о возможности ошибки и страхом, поддерживаемое кратковременным облегчением в случае успешного избегания, предотвращает угасание связи между ошибкой и дистрессом.