Маркс не был материалистом в философском значении этого термина,так как материализм про вопрос субстанционализма,Маркс был физикалистом и всё сводил к явлением физическим,он не постулировал наличие вечной материи из которой появилась действительность.Когда говорят о его материалистическом понимании Гегелевской диалектики тут речь идёт о метафизической диалектике Гегеля,оттуда Маркс берёт только линейное стадийное восприятие истории,то есть для Гегеля история это процесс самопознания абсолютной идеи делящееся на стадии тезиса(восточного мира)антитезиса(греко-римского мира)и синтезиса(германского мира) что также отражается в общественной мысли эпохи,у Маркса роль двигателя истории занимают средства производства,а этапы экономические формации несут в себе также и некоторую культурную повестку(базис-надстройка),их можно также трактовать как триаду диалектическую,так как на Маркса Гегель оказал сильное влияние.Но опять же концепция истмата Маркса не содержит в себе учения о вечной материи или о её статусе первопричины мира.Вывод в общем-Маркс не материалист,а физикалист,с Гегельянской гносеологией,а истмат это видоизмененная метафизика Гегеля.