Ах, если бы Instagram был всего лишь «лентой фотографий»...
(Ну, можно и без «ах», конечно.)
Рассмотрим пять причин популярности Instagram (из множества очевидных и ещё большего множества неочевидных). Нас интересует только ранняя популярность («intitial traction»), потому что «зрелая популярность» обусловлена целой гроздью переплетшихся «колдунств».
Boom! Twitter сказал нам: «нет, не стыдно». А Instagram пошёл ещё дальше: можно вообще ничего не писать. «Щёлк», так сказать, и — в «продакшн». Просто. Ключевое слово. Просто — сделать фотографию. Просто — наложить фильтр, нивелировав криворукость (это сейчас эти фильтры — «ну везде!»; тогда соревнование шло только с заковыристым (заковыристо копавшим себе могилу) «Хипстаматиком»). Просто — опубликовать там и сям, потешив эго.
— для «знакомства» не нужно никого знать лично;
— «социальная значительность» обильно фолловимого — налицо (а это — практически анальный-вау-гель для «ключевых персон» любого сервиса).
Иллюзионистский, близкий к цирковым фокусам UX. Всё, что пользователь делал в приложении либо работало молниеносно, либо создавало убедительную иллюзию молниеносной работы. (Можно как угодно относиться к Instagram, но этого у них не отнять. Молодцы, шапки прочь и т.д.)
Без единого «бейджика» и «ленточки» создателям удалось выстроить систему геймификации, которой могут позавидовать создатели серьёзных игр. Пользователи с (верно канализируемым) упорством лабораторных животных тянут из кармана телефон, чтобы убедиться, что их (кхм) т-творчество заслужило похвалу и поощрение.
Команда. Даже самый поверхностный «research» даст понять, что люди всё — не случайные. (Надеюсь, вы не станете наивно заявлять «да какая разница, случайные или нет?» Первые VIP-аккаунты появились в сервисе очень рано. Узнали эти (популярные, приведшие за собой толпы поклонников) люди о сервисе от своих горничных (которые в свою очередь — от других горничных)? Не думаю. (Anyway, стоит заметить, что из рук вон плохой сервис невозможно раскрутить при наличии любых связей, так что ребята молодцы (х2); много хорошего сложилось сразу, а коленки — не подогнулись.)