Про происхождение уже всё сказали. А механизм лично мне кажется прозрачным. На жизненном примере.
Я вырос в авиагарнизоне, мой отец - лётчик-истребитель. У нас все говорили "крайний" - и про полёт, и про очередь. Я к этому так привык, что меня поначалу вообще удивляла форма "последний". Но я заметил, что когда привносишь эту форму в какое-то новое сообщество, оно очень легко её воспринимает - отчасти из-за собственной суеверности, отчасти из-за того, что это просто любопытно и интересно - следовать какой-то традиции. Особенно легко это проходит у спортсменов, потому что они боятся травм и, как правило, очень и очень суеверны. Так она, форма, распространяется дальше и дальше, попадает в книги, в СМИ, на телеэкраны, и так далее.
А насчёт правильно или нет - конечно, корректнее говорить "последний". Но в разговоре с лётчиком я на этом настаивать не буду. Рискуя жизнью, каждый строит свои механизмы защиты своей психики.
Вот-вот, в нашей группе играет военный лётчик, я от него это слышал.
В очередях различных медучреждений (больше всего уместно было в травматологии), вежливо поправляю: "В медицине только плоть крайняя, а ко врачу я последний!"
Возьму на вооружение 😀👍🏻
А с виски что не так?
Не знаю, почему так говорят киношники, но пилоты и летчики не говорят про свои полеты "последний", чтобы полет действительно не оказался последним