Действительно, абсолютное большинство законченных работ Микеланджело Буонарроти хранится в Италии. Исключение — это, как правило, «лишние детали», не вошедшие в окончательный вариант многофигурных композиций скульптора. Это, например, «Умирающий раб» и «Восставший раб», первоначально предназначавшиеся для гробницы папы Юлия II в Риме — теперь они хранятся в Лувре.
У «Скорчившегося мальчика» из Эрмитажа похожая судьба. Самая распространённая версия его происхождения гласит, что «Скорчившийся мальчик» (1530-1534) должен был стать частью скульптурной группы, украшающей Капеллу Медичи (1520-1534) во флорентийской церкви Сан-Лоренцо. Доказательством тому служит эскиз усыпальницы, нарисованный самим художником (сейчас он хранится в Британском музее). На рисунке можно разглядеть, что в нише на стене рядом с саркофагами лицом друг к другу расположены даже не одна, а две скорчившихся фигуры. Начинал ли скульптор делать вторую, неизвестно. А вот первая в капеллу так и не попала.
«Мальчик» хранился на одной из вилл семейства Медичи, где его в 1760–1770-х обнаружил — и тут же купил — лондонский банкир и предприниматель Джон Лайд Браун. В XVIII веке англичане вообще активно скупали итальянские произведения искусства для своих коллекций — особенной популярностью у них пользовались античные статуи. Папа Римский Климент XIV даже прозвал заморских коллекционеров «английскими варварами». Лайд Браун был одним из самых успешных «варваров»: за 40 лет постоянных поездок в Рим и Флоренцию он собрал коллекцию из 300 с лишним древнеримских и ренессансных скульптур, барельефов и надгробий.
В 1787 году российская императрица Екатерина II купила у Лайд Брауна всю коллекцию за 23 тысячи фунтов. До начала XIX века «Скорчившийся мальчик» вместе с другими статуями украшал Грот в императорском парке Царского села, затем его передали в Академию художеств. В свое последнее место жительства, Новый Эрмитаж, на тот момент только что построенный, скульптура вместе с остальным собранием Лайд Брауна попала в 1851 году — а в 1852-м «музеум» открылся для публики.