Сознание берется от туда от куда и речь.
Сознание коллективный продукт, который возникает в совместной деятельности.
Один человек называет, другой слушает и воспринимает.
Затем человек называет, говорит, слушает себя и воспринимает.
Затем человек не говорит, но называет и "слушает" себя и воспринимает.
Этот механизм закрепляется очень быстро.
Дети уже читают "про себя" сразу как только учатся читать.
Ничего сверхестественного.
Самое главное человек только так научился задавать вопросы, а затем уже находить ответы.
Вспомните, сколько вопросов задают дети.
На сколько у животного развита речь на столько у него присутствует и сознание, поэтому главная задача предмета язык в школе - это развитие навыка речи, а сочинение это один из главных инструментов.
Если человек не может "связать двух слов", то и сознание у него такое же бессвязное и поведение в свою очередь.
Так что учите детей рассуждать с детства, остальное приложится.
Не ленитесь заглянуть в словарь и в интернет, чтобы найти ответ на вопрос, который задает ребенок.
Вы развиваете его сознание. Только так формируется человек.