Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Отечественный парламентаризм и парламентаризм зарубежных стран. В чём сходство и различия?

Домашние задания
kensang1700
  ·   · 70,7 K
Историк, религиовед, экскурсовод, педагог, поэт.  · 13 окт 2020

Коренное отличие российского парламентаризма от парламентаризма стран Запада (а только с ними имеет смысл сравнивать) состоит в том, что его не существует. Дело в том, что парламентаризм представляет собой такую политическую конструкцию или систему, для которой совершенно недостаточно одного наличия парламента. Точно так же, как для конституционного правления недостаточно писаной Конституции, а для правового государства недостаточно развитой системы права.

По основному замыслу парламент должен выполнять, как минимум, две важнейшие функции: представительскую и законодательную. Представительская функция парламента проявляется не только и не столько в том, чтобы в нём были представлены разные политические партии, сколько в том, что посредством партий в парламенте представлены все основные социально-классовые группы данного общества. Нижняя палата российского парламента (Государственная Дума) не выполняет этой функции, поскольку представляет интересы лишь одной из таких групп – олигархическо-бюрократического капитала. Что касается верхней палаты (Совета Федерации), то её представительность должна бы выражаться в равноправном отражении интересов каждого из субъектов федеративного государства, чего также не наблюдается. Несмотря на то, что формально каждый из 85 субъектов представлен там 2 сенаторами, фактически большинство из них реальной связи с субъектами не имеют, выражая интересы того субъекта, в котором проживают, то есть города федерального значения Москвы (и в значительно меньшей степени – Санкт-Петербурга).

Законодательная функция парламента подразумевает, что парламент не только принимает законы, но и является главным инициатором и создателем законопроектов. В настоящее время в РФ законодательная инициатива исходит прежде всего от Президента и Правительства, Федеральное Собрание лишь санкционирует принятые вне парламента решения исполнительной власти. Конечно, определённая доля законопроектов исходит из недр самого Федерального Собрания, однако это именно те одиозные законы, над которыми все смеются или от которых всех тошнит или которые не имеют никакого общественного значения.

Контролирующая функция парламента заключается в том, что парламент через систему парламентских запросов, расследований и выражения доверия/недоверия отслеживает деятельность Правительства и при этом имеет реальную возможность отправить это Правительство в отставку по частям или целиком. Практика показывает, что таких полномочий Федеральное Собрание не имеет.

Идеологическая функция парламента имеет в виду гласность парламентской деятельности на всех этапах принятия законов (внесения инициатив, обсуждения, поправок, утверждения), разъяснительную работу по поводу значимости принимаемых актов, их смысла, а также некую концептуальную целостность законодательной деятельности. Несмотря на наличие государственных и, в частности, парламентских СМИ граждане РФ имеют весьма смутное представление о том, чем заняты Госдума и Совет Федерации, какова процедура их работы, кто является автором (и, следовательно, несёт ответственность) того или иного закона, какие реальные изменения тот или иной нормативно-правовой акт внесёт в их повседневную жизнь и в чём заключается общая парадигма законодательной активности Федерального Собрания. В то же время, парламент как источник закона, народ должен уважать, а чтобы уважать – следует понимать.

Наконец, парламентаризм предполагает и некоторую внутреннюю культуру работы парламента: равноправие депутатов и их фракций, всестороннее обсуждение каждого принимаемого акта, взаимное уважение участников законодательного процесса и соблюдение регламента работы парламента. Как известно, российский парламент это «не место для дискуссий», равноправие господствующей фракции и парламентского меньшинства не обеспечивается, заседания нередко проходят в атмосфере площадной ругани и упрямого непонимания оппонентов. В особенности эти отклонения от парламентских норм западных стран заметны в работе региональных и муниципальных законодательных собраний.

Ну и вишенкой на торте является объём исторического опыта, имеющийся у российского и западных парламентов. История российского парламентаризма насчитывает жалкие десятилетия: Земские соборы XVI-XVII вв., земские и городские учреждения 1860-1880-х гг., Государственная Дума 1906-1917 гг., Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов 1917 года, Съезды народных депутатов 1989-1991 гг., ну и современный этап. В сравнении с Великобританией, имеющей 750-летнюю историю парламентаризма, Францией с её 700-летним опытом, даже США с опытом 250 лет – это ничтожно мало. Российский опыт парламентской работы не только недолог, но и прерывист, тернист и всегда заканчивается чем-то нехорошим, вроде урезания прав земств, роспуска I и II имперских Дум и разгона Учредительного Собрания 1918 года.

1 эксперт согласен
Пенсионер, философ-дилетант, придерживаюсь маркси...  · 8 окт 2020
Основное отличие российского парламентаризма от общеевропейского в исторической несоразмерности. Если возраст европейского парламентаризма исчисляется веками, то у российского парламентаризма лишь полуторавековая с небольшим... Читать далее