Для буддистов карма и перевоплощения — это не вопрос веры, а вопрос личного жизненного опыта.
В палийском каноне карма (камма на языке пали) определяется буддой как волевое намерение существа, возникающее в результате контакта органов чувств с внешними явлениями и вызывающее в результате: действия, слова и мысли. Этот результат в свою очередь становится причиной последующих следствий, а следствия по цепочке опять становятся причиной следствий. Рано или поздно человек встречается с этими последствиями. Эта встреча может быть неприятной, приятной или нейтральной, в зависимости от того, какие намерения человек проявляет. Это продолжается до тех пор, пока человек не разомкнёт цепочку взаимозависимых явлений. Что такое взаимозависимость?
«Когда есть это, есть то. С возникновением этого, происходит возникновение того.
Когда этого нет, то нет и того. С прекращением этого, наступает прекращение того».
Другими словами: если есть причина, то есть следствие. Если нет причины, то нет следствия. Вот карма в буддизме — это личное волевое намерение вызвать какие-то следствия во внешнем мире. Сотворить что-то такое, что кажется нужным для поддержания существования личности.
Получается, что человек с личностной позицией мышления, человек, считающий своё Я чем-то постоянно непрерывно существующим, постоянно сталкивается с беспокоящими последствиями своих поступков, слов и мыслей. А будда (человек с надличностной позицией мышления), считающий своё Я потоком мгновенных сменяющих друг друга конструкций ума, таких последствий не создаёт. То есть, не создаёт себе проблем и беспокойств. То есть, у будды нет кармы.
Перерождения или перевоплощения потока ума — это тоже в буддизме не просто описание умирания и последующего рождения. Это описание потока мгновенных конструкций тела и ума, составляющих личность. То есть, человек перевоплощается каждое мгновение и не замечает этого. Например, когда у человека выпал молочный зуб и на его месте вырос новый — это тоже перевоплощение. Когда человек выучил новое слово — это тоже перевоплощение. Когда человек осознал новую мысль — это перевоплощение. Эти перевоплощения тоже являются звеном в цепочке взаимозависимых явлений. У обычного человека с личностной позицией мышления такие перевоплощения есть. А у будды (человека с надличностной позицией мышления) перевоплощений нет, так как нет кармы, нет намерений сотворить что-либо поддерживающее иллюзию постоянной личности.
Поэтому, даже если человек не сосредотачивается на том, будет что-то после смерти или не будет, он способен практиковать буддизм точно так же, как это делают монахи. Потому что единственной целью буддизма является освобождение от беспокойств, ненависти и иллюзий в процессе жизни. Если беспокойства сейчас есть, то сейчас же их нужно нейтрализовать. Такой человек, преуспевший в буддийской практике, как минимум эту настоящую жизнь проживает счастливо, и как максимум — размыкает навсегда цепочку беспокоящих перевоплощений.