Безусловно, не оказание госуслуги в назначенное для ее оказания время является нарушением регламента оказания данной услуги.
Жалобу на некачественно предоставленную (не оказанную) госуслугу можно направить в письменном, электронном виде в орган, ее предоставляющий. А на решения, принятые руководителем последнего, – в вышестоящий орган (при его наличии).
Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной (муниципальной) услуги представляется в определенных случаях. К таковым относятся:
• нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
• нарушение срока предоставления государственной или муниципальной услуги (например, нарушение срока регистрации права на недвижимое имущество);
• требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги (к примеру, учреждение регистрирует юридическое лицо, а у него в обязательном порядке требуют документы, подтверждающие права на юридический адрес, – весьма распространенный случай, хотя законом такой документ не предусмотрен);
• отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами, у заявителя (например, иностранный гражданин должен вовремя встать на миграционный учет и представляет определенный пакет документов, а уполномоченный на прием данных документов орган их не берет, так как у них отчетность, переезд, ремонт и т. д.);
• отказ в предоставлении государственной или муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (например, отказали в регистрации юрлица по причине несоответствия устава закону, хотя такого основания для отказа нет, по закону устав не должен подвергаться проверке);
• затребование с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами (бывает, что некоторые органы берут дополнительную плату за какие-либо услуги, например, оформление документов, зачастую эти требования незаконны, если для такого действия законом прямо не предусмотрена пошлина);
• отказ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений (например, выдали свидетельство о постановке на учет с ошибкой в наименовании юрлица, причем ошибка допущена по вине регистрирующего органа).
Требования к содержанию жалобы
Если госуслуги оказаны с нарушениями. Жалоба может быть подана как в письменной, так и в электронной форме (в том числе через сайт соответствующего органа). Причем важно знать, что к содержанию жалобы установлены определенные требования, она обязательно должна содержать:
• наименование органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу, Ф.И.О. должностного лица или муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
• фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о местонахождении заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
• сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии);
• доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную (муниципальную) услугу.
Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней с момента ее регистрации. Исключение составляют случаи, когда обжалуются отказ в приеме документов или во внесении исправлений допущенных опечаток или ошибок. Тогда жалоба должна быть рассмотрена в сокращенный срок – в течение 5 рабочих дней.
Предусмотрена административная ответственность должностных лиц за вышеперечисленные нарушения – Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен статьей 5.63 «Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Размер штрафов варьируется от 3 тыс. до 30 тыс. руб.
Орган, не успевший оказать услугу не обязан ее оказывать после окончания рабочего времени, но если Вы четко изложите, что знаете нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность данных органов и намерены подать жалобу по факту нарушения регламента оказания услуги, думаю примет единственно правильное решение – оказать ее во избежание ответственности.