Проще говоря, откат возможен там, где есть бюджет, на который претендует более одного подрядчика. Особенно это актуально в тендерах.
Например, в отделах маркетинга есть бюджет на размещение рекламы. Сотрудник компании, владеющей рекламной площадью может дать откат сотруднику отдела маркетинга за то, что тот выберет именно его журнал/канал/сайт/щит для размещения рекламы.
Кстати мало кто знает, что такое откат за откат.
В годы больших рекламных бюджетов, поступающих в журналы слыхал историю. Издательство, зная как работает рынок рекламодателей заведомо формировало фонд отката, то есть прямо подразумевало, что сотрудник должен занести, скажем, в Х-телеком $10 000, чтобы получить контракт на $1 000 000. Но оказывалось, что сотрудник Y-телеком тоже не против принять откат в $10 000, и даже более того, готов вернуть $5000 (чтобы все по-честному) сотруднику издательства. В итоге все в выгоде, все довольны.