Речь идёт о споре Ньютона и Лейбница о приоритете открытия дифференциального и интегрального исчисления и роли Канта внутри этой дискуссии.
Известно, что Лейбниц и Ньютон работали над исчислением параллельно, а Лейбниц, находясь в Лондоне, ознакомился с некоторыми письмами Ньютона. Лейбниц независимо от Ньютона разработал свой вариант дифференциального исчисления, опубликовав работу незамедлительно, предположительно, уже зная о неопубликованной работе Исаака Ньютона; учёный мир не питал сомнения на счёт единоличного открытия дифференциального и интегрального исчисления Лейбницем до публикации исследований Исаака Ньютона, который в дальнейшем занял фигурирующее положении в этом споре, выигрышное, вступив в бесконечный спор за приоритет открытия механизмов бесконечно малых функций.
Иммануил Кант придерживался таких взглядов об устройстве материи, каких придерживался сам Ньютон: в своей основной работе, вышедшей до критики, — «Всеобщая естественная история и теория неба» он излагает теорию Исаака Ньютона, предпринимая попытку доказательства механистического устройства мира. Согласно механицизму, мир имеет источником своего устройства механическое развитие по естественнонаучным законам. В последние годы жизни Иммануил Кант предпринял попытку преодоления ньютоновской физики и осуществил переход от трансцендентальной философии, связанной с естествознанием, к самой физике. Изъяны ньютоновской теории устройства были достаточно очевидны: не принимаются во внимания Лейбницевские исчисления, недостаточно проработан аспект методологического отношения физики к остальному естествознанию: химия рассматривалась тогда как экспериментальное учение, принципы химии совершенным образом представляются эмпиричными, то есть не могут быть выражены в априорной форме, а уже в поздней работе химия включена Кантом в состав физики, а, значит, ей необходим незыблемый априорный фундамент в виде всеобщих оснований.