Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощённые бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Это остро социальное стихотворение Пушкина, написанное в 1823 году в Южной ссылке и, вероятно, вдохновлённое революционными событиями в Западной Европе, было опубликовано после его смерти. Оно имело огромную популярность в прогрессивно настроенном обществе современников Пушкина и в последствии продолжало являться знаменем революционного движения. Здесь в аллегорической форме Пушкин описал свое преданное отношение к сознательному обществу, сравнив себя с древним сеятелем.
Издревле земледелие играло определяющую роль в человеческой деятельности, от благополучного посева и сбора урожая напрямую зависела жизнь. Поэтому простой сеятель выступал в качестве одного из жизненных символов. Сеятель выходит на поле очень рано («до звезды»). Его руки не могут быть осквернены никаким преступлением, а душа должна быть чистой и исполненной высоких помыслов.
«Живительное семя» – аллегория свободы слова и гражданских свобод в целом. Этот образ был призван пробудить в людях надежду на счастливое будущее и веру в свои силы. Однако реакция власти на его призыв к народу взять судьбу в свои руки была негативной, и глас вопиющего в пустыне не снискал массовой поддержки. Очевидно, народ опасался угрозы попасть в опалу. Потому Пушкин пишет, что «потерял… время… и труды». Его «семена» дали незначительные всходы, в то время как он ждал богатого «урожая». Однако в глобальном смысле гражданская лирика Пушкина оказала огромное влияние на образованных современников, в частности, на будущих декабристов.
Вторая часть стихотворения напрямую обличает современное общество, к которому поэт относится с нескрываемым презрением. Он сравнивает его с безмозглым стадом, которое привыкло к своему рабскому положению и не желает никаких перемен. Стаду животных не нужны «дары свободы», оно покорно несет свое бремя. Любые насильственные действия власти («резать или стричь») воспринимаются как необходимые и полезные для общества. «Ярмо с гремушками» символизирует светские развлечения и торжественные праздники, которые отводят внимание от деспотизма. «Бич» — символ неотвратимого и сурового наказания за отступление от принятых правил и законов.