Как и в любом значительном произведении, в романе «Мастер и Маргарита» много смыслов. Это, конечно, роман о реальности Бога и Дьявола. Это роман о любви, о правде, об искуплении. Это не в последнюю очередь роман об относительности зла: перечитывая около года назад «Мастера и Маргариту», я стал обращать внимание на то, как часто в нем упоминаются органы госбезопасности, которые выглядят гораздо более демоническими, чем Воланд со своей свитой — так сказать, зло новой формации против театрального и способного на милосердие зла формации старой… Это и роман о захватывающей красоте булгаковского языка, которой он, впрочем, нередко злоупотребляет.
Сводить «Мастера и Маргариту» к какой-то одной идее само по себе лишено смысла. «Это про че? — Ну это, короче, про Сатану» — так, что ли? В романе есть много хлестких афоризмов, которыми при желании можно подменить искомый смысл: «Рукописи не горят», «Никогда и ничего не просите», «Трусость — самый страшный порок». Но не кажется ли вам логичным, что если бы Булгакову было нужно выразить какой-то один короткий смысл, он бы и написал одну-единственную фразу?
(И вместе с тем это чуть ли не самое уязвимое произведение русской классики. Его так и тянет обозвать произведением для юношества — и, в принципе, что в этом дурного? В нем слишком много того, что бьет на эффект, на романтику, порождает фэндом. Помню, как на вступительном сочинении в университете по аудитории пронесся коллективный восторженный вздох, когда одна из тем оказалась по «Мастеру и Маргарите». Об этом романе, как я понимаю теперь (несколько лет назад не соглашался), здраво рассуждал поэт Алексей Цветков: (livejournal.com). А все равно — открываешь перечитать какое-то место и зачитываешься, как по волшебству, не в силах оторваться.)
Совершенно гениально ответ на этот вопрос дал мой отец, и я с годами все более понимаю точность его оценки. Роман "Мастер и Маргарита", - о том, что черт лучше советской власти.
Я не понимаю, как можно его по-другому трактовать. В Москву прибывает дьявол, и он, гад, выглядит положительнее любого обывателя Москвы, начиная от директоров, финдиректоров, людей в пиджаках и служащих, кончая даже сам Мастером. Все эти совки, которых Воланд в романе наказывает - все испорчены системой, квартирным вопросом и прочими вещами. На этом фоне даже у Иисуса не находится ничего сказать, потому что и Мастер не заслужил света, а только покоя. Все остальное - фон. Быков утверждает, что это роман-письмо к Сталину о том, что надо защищать художников. Может быть, Булгаков так и задумывал, но кого интересует задумка Булгакова? Мы имеем не то, что он хотел написать, а то, что он написал.
Мой телеграм-канал о литературе: https://t.me/smertavtora
Для меня самым важным оказался контраст между Старым и Новым заветом, показанный с неожиданной стороны.
Был Бог-судья и Дьявол-провокатор.
Пришел Бог-любовь. И Дьяволу пришлось стать судьей. Справедливым, насколько он на это способен.
Вот такое противопоставление: любовь-справедливость.
Эту книгу и я, много раз открывала и снова закрывала. В этом, удивительном, произведении ,сопоставляются такие понятия, как вера -в добро и зло , вера в Бога и вера в Дьявола или Сатану. В мире, где нет духовных ценностей и веры, творится истинное зло. Без нравственность и деградация. И в это не нужно верить, это происходит в жизни, само по себе.
Не важно, во что верит человек, важно его внутреннее содержание. Можно не верить в Бога , можно прожить достойную жизнь и верить в себя и верить в любовь. Любовь -это и есть Бог!
А человек, который искренне любит , он не может пойти на предательство и обман. Даже если, его соблазняет сам Дьявол.
Человек , который искренне любит, он не может предать себя , он верит в себя, в любовь и высшие силы- ему не страшно. Ему, для этого, креститься не нужно. Он готов умереть, за свою любовь и за свою веру! Маргарита доказала, что не смотря на то, что она не была святой и праведной, она верила и любила. А любовь -бесстрашна и безусловна! Сила любви- эта единственная сила, что может противостоять самому Дьяволу, злу и тьме!
Если данным вопросом задается человек, который хочет взять эту книгу себе для прочтения, и требуются просто какие-то наводящие ключевые слова, то, вкратце, можно сказать, что данный роман - о любви; о верности; о предательстве (в том числе, и себя); о том, что, парадоксально, но открыть Бога можно и через дьявола и грех; о прощении грехов и о многом другом.
Главное в том, что если у тебя есть мысли прочитать роман - это значит половину дела. Теперь достаточно открыть книгу, и она затянет тебя. Роман достаточно кинематографичен (несмотря на то, что не одна из экранизаций не может считаться полноценной), что для современного человека важно для визуализации повествования.
Но, если же, данным вопросом задается человек, закончивший чтение романа, то это повод для дискуссий, дополнительных исследований, но, увы, не для формата вопрос-ответ на Кью.
"Мастер и Маргарита" это евангелие от сатаны. По сути это взгляд врага рода человеческого на события пришествия Христа в мир. Его душегубительная логика и пропаганда.
"Мастер и Маргарита" это ярко и тонко показанный великим писателем алгоритм действия лжеца и отца лжи, человеклубийцы от начала, с полным его разоблачением.
"Мастер и Маргарита" это объяснение провокационной сути зла, паразитирующего на человеческой воле.
"Мастер и Маргарита" это трагическая история безвозвратного, неисцелимого повреждения душ, прикоснувшихся к величайшему злу. Душ, которые может быть и смогут когда нибудь обрести покой, но уже никогда не войдут в СВЕТ.
Да смысл один - создать общество достойных, честных и творческих людей даже за 100 лет невозможно! Сильны в нас устаревшие традиции, пороки и страстишки человеческие. И с какой стороны ни посмотришь, ложь, алчность, мздоимство, похоть и тщеславие окружают нас повсюду. В фантастическом гротеске я чувствую живую боль отчаяния Михаила Афанасьевича от сознания, что мелок человек в любой ипостаси и до ЧЕЛОВЕКА нам всем, как до Луны пешком...
Каждый для себя находит ответ. Для меня - это в первую очередь Роман о Любви. Нигде так не описано о этом чувстве, как у Булгакова. Как встретились, как любодействовали... Но более всего поражает - это два желания Маргариты. Первое показывает её добрую женскую душу, второе - настоящую любовь. Они были любовниками и потому были не достойны Рая. Обидно. Поздно встретились.