Философия Ницше вращается вокруг идеи о том, что человеком движет воля к жизни, выражающаяся более конкретно в воле к власти - над другими людьми, над природой и т.д. Человек вовлечён в процесс эволюции живого, а эволюция неизбежно связана с борьбой и победой сильных над слабыми. Поэтому человек - всего лишь переходное звено, "канат над пропастью", между обезьяной и сверхчеловеком. Превзойти в себе человеческое, дав свободу своей воле, по Ницше, должно стать целью каждого человека. Отсюда у Ницше превознесение силы и афоризмы типа "падающего подтолкни" и "то, что не убивает, делает тебя сильнее".
Человек и его развитие, согласно Ницше, должно стать цетром жизни нашего общества. Всё, что препятствует развитию человека, является злом. Злом в этом смысле, согласно Ницше, является, например, христианство, поскольку христианская мораль отдает предпочтение слабым, а не сильным, и вообще по своей природе антибиологична, т.к. слишком уделяет внимание помощи слабым, бедным, больным, не только не поощряя, но даже критикуя индивидуализм и стремление подняться выше других - стремления, по Ницше, вполне естественные и даже необходимые. При этом Ницше критиковал не религию вообще, а именно христианство, в то время как античной мифологии, например, он симпатизировал и часто прибегал к образам из неё. Да и сам он, в каком-то смысле, творил скорее собственный миф, чем строгую философскую систему.
Впрочем, Ницше критикует не только христианство, но и науку. Наука, считал Ницше, хороша только до тех пор, пока выступает инструментом покорения окружающего мира. Но как только мы начинаем считать науку высшей и самодостаточной ценностью, как только начинаем заниматься наукой ради науки, а не ради человека, наука превращается в своего рода суррогат религии.
Вообще, Ницше считает природу человека в сущности внерациональной, т.к. её основу составляет воля, а не разум. Поэтому Ницше критикует чрезмерный рационализм современной для него западной цивилизации, отмечая нехватку в ней того, что он называет "дионисийским началом", свободного творчества на грани безумия, открытых бурных эмоций и т.д. По мнению Ницше, только гармония "дионисийского" и "аполлоновского" начала в культуре, т.е. эмоций и разума, может создать среду для полноценного развития человека.
К сожалению, это университетское прочтение Ницше