Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Нужно ли преподавать литературу в школе и если да, то как вы представляете себе идеальный курс этого предмета?

Образование+2
Иван Маслюк
  ·   · 3,0 K
Аспирантка Литературного института (кафедра...  · 6 февр 2016

Преподавать литературу в школе, разумеется, нужно. Но проблема современных уроков словесности в том, что школьников заставляют говорить о том, чего они не знают словами, которые они вычитывают в книгах "Сто лучших сочинений" и в интернете. Сегодня школьнику достаточно прочесть краткое содержание, чтоб "разобраться" в том, какие отношения были у Болконского с дубом и нужно ли считать Чацкого индивидуалистом. Четыре тома "Войны и мира" и даже небольшое "Горе от ума" читать долго, да и, признаться честно, никому не хочется. Это естественно, так было всегда. И проблема не в школьниках (многие из которых - сужу по своим ученикам - и без литературы способны разбираться в непростых причинно-следственных связях), а в том, что на уроки литературы выделяют небольшое количество часов. Невозможно рассказать о "Войне и мире" за четыре часа. Да даже об одном стихотворении Гумилева - невозможно! А то, что на серебряный век выделяют чуть меньше семестра - это даже в какой-то мере дикость. Чтобы "пройти" вместе с ребятами то или иное произведение, нужно внимательно его с ними прочесть и желательно это сделать на уроке. Потому что литература должна научить человека мыслить, говорить своими словами, а не "формулами", вычитанными из учебника. Литература не предполагает "формулы".

Конечно, глупо требовать, чтобы всю школьную программу заполнили уроки литературы. Но чтобы не получилось так, что человек для ЕГЭ запомнил все характеры, имена и даты, все клишированные словосочетания для сочинения, но не проникся ни к одному произведению, потому что толком его не читал, можно заполнить семестр двумя-тремя книгами. Скажем, "Капитанской дочкой", "Мертвыми душами", "Войной и миром". Внимательное прочтение, обращение к деталям дадут школьнику гораздо больше, чем весь курс, пройденный "по верхам", наспех. Школа ведь должна, по идее, сформировать человека, личность, а не сделать из него ходячую энциклопедию.

Все в сотни раз хуже. Дается два часа в неделю и толстый учебник. Некоторые произведения попросту пропускаются

Так и представляйте.  · 6 февр 2016
Я бы начинал с вещей, кажущихся простыми: с анекдотов. Цель такого вводного курса была бы следующая: сформировать представление о композиции, функциях персонажей и "пойнт" анекдотической новеллы. (Почему анекдот смешон? - вот... Читать далее
дизайнер интерьера, архитектор, строитель, препода...  · 6 февр 2016
Моя мама - учитель русского языка и литературы, по второму образованию - филолог. В моем юношестве никогда не было проблемы с "литературой на лето", которую давала наша "русичка" по "программе". Мама всегда представляла мне... Читать далее
Первый
Вдохновитель  · 6 февр 2016
Нужно. Как мы все знаем, этот предмет есть во всех школах. Все начинается с Пушкина, Чайковского, а ближе к 11, Достоевский, Гоголь, Толстой, Грибоедов. Одним словом - классика. И менять я бы ничего не стала. Идеальный курс... Читать далее

Чайковского? Серьезно?

Нужно преподавать, но по-другому. Произведения должны соответствовать возрасту. Я, например, не мог в седьмом классе понять рубаи Хайяма, и очень даже был возмущен, что нас заставляют читать бредовые четверостишья "про вино". А... Читать далее