Наказания - это воспитательный прием из мира, который построен по принципу "власти и подчинения" и где "каждый ребенок - это потенциальный враг, который хочет насолить и сделать хуже".
Взрослые, которые хотят воспитывать в детях способность договариваться, следовать правилам и развивать критическое мышление, могут воспользоваться другими приемами:
Если обманывать тех, кто тебе доверяет, они перестанут тебе верить и ваши близкие отношения расстроятся.
Если сломать или разбить дорогую игрушку, то новую не купят (потому что денег может не быть).
Если сказать злое слово, то можно причинить боль и расстроить любимого человека.
Для ребенка все эти причинно-следственные связи совершенно неочевидны, поэтому здорово, если их ребенку объяснят взрослые.
Важно, чтобы причинно-следственные связи были постоянными, как физические законы природы, на которые мы полагаемся, чтобы у ребенка была возможность оценивать риски и планировать свои действия:
Особенность последствий в том, что про них можно договориться заранее, их легко объяснить и они не про власть взрослого (сегодня ударить, а завтра лишить любимой игрушки), а про то, как устроен мир.
Классно, когда позитивное подкрепление не сводится к денежным отношениям, а остается на уровне конкретной и позитивной обратной связи. А задачи, которые ставят перед ребенком, являются выполнимыми и находятся в зоне ближайшего развития.
Бессмысленно ждать, что если ребенок делал 40 ошибок в диктанте, он или она начнет сразу делать 0. Когда ребенок сделал 39 ошибок - это достижение, которое произошло в результате усилия.
И именно связь между усилием и результатом нужно учить ребенка видеть.