Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Насколько политика Сталина повлияла на развитие производства после ВОВ?

Домашние задания
Михаил Ильин
  ·   · 161
Младший дворник Лозинского гетто  · 6 янв 2021

Сталин собственно и определял промышленную политику после окончания войны. Если кратко охарактеризовать основные черты его промышленной политики, то важнейшими представляются следующие:

  1. дальнейшая милитаризация экономики;
  2. дальнейшее наращивание мощностей тяжёлой индустрии;
  3. создание новых, ориентированных прежде всего на оборону отраслей промышленности (атомной, радиолокационной, перестройка авиапромышленности под массовое строительство реактивных боевых самолётов и т.д.);
  4. масштабные (и при этом далеко не всегда оправданные) инфраструктурные проекты (например, Трансполярная магистраль, туннель под Татарским проливом, Главный Туркменский канал и проч.); но были среди таких проектов и безусловно полезные - например, это массовое строительство лесополос, предотвращающих засухи и пыльные бури.

После смерти Сталина наиболее спорные его проекты были свёрнуты его преемниками. Тем не менее, при некотором смягчении и определённой переориентации советской экономики в сторону удовлетворения нужд граждан страны (массовое жилищное строительство, массовая автомобилизация и т.д.) общий тренд развития советской индустрии остался таким, каким его задал Сталин даже не после, а ещё до войны - по-прежнему доминировала тяжёлая и особенно оборонная промышленность, обслуживавшая гигантские советские вооружённые силы; создавались новые, ориентированные прежде всего на оборонные нужды отрасли промышленности (наиболее яркие - это ракето- и судостроение, а так же космические технологии); инициировались новые масштабные проекты строительства инфраструктуры и преобразования природы, многие из которых оказались не просчитанными, а порой приводили к катастрофическим изменениям окружающей среды (самое впечатляющее, пожалуй, это обмеление Аральского моря).