И в России, и в других странах стали синонимами понятия "компании прямых продаж", "компании сетевого маркетинга", "компании многоуровневого маркетинга". Потому что подобные компании предлагают своим партнёрам обе возможности - стать продавцами их товаров и/или покупателями - им разрешается создавать группы таких же продавцов/покупателей и получать вознаграждение от объёмов их заказов.
То, что более 20 лет нет "сетей продавцов" и "сетей покупателей", а в симбиозах доля розничных покупателей у компаний может быть порядка 80-90% от числа партнёров, является первым показателем низкой эффективности таких компаний.
Например, с 1993 по 1998 годы в России все партнёры косметический компании "Mary Kay" были обязаны быть ИП, минимальный заказ от 200 долларов, налоговая служба жёстко контролировала партнёров. Поэтому они делали закупки товаров для перепродажи конечным потребителям. И доходы были высокими. Настолько, что объёмы продаж одной группы могли быть выше 6 миллионов долларов в год. Это колоссальный результат, потому что на родине компании за полвека её работы только пять раз группы достигали объёмов продаж выше 2 миллионов долларов, а у нас в России в три раза больше и случай не единичный. Сейчас же успехом считается годовой объём продаж в 6 миллионов рублей. Потому что только единицы продают товары компании, основная масса партнёров что-то изредка покупает для себя, минимальный заказ 4000 рублей (менее 70 долларов).
Компания "Mary Kay" в 1992 году стала первой в России, кто начал продавать товары МЛМ легально, в правовом поле. Однако, несмотря на то, что таких компаний в России работало, по разным оценкам, несколько сотен,
впервые код ОКВЭД для партнёров появился только в 2017 году (47.99.1 Деятельность по осуществлению прямых продаж или продаж торговыми агентами). Показательно, что в сборниках Росстата
"Торговля в России" по итогам 2017-2021 годов
нет никаких упоминаний такой формы реализации товаров. Вероятно, они слишком малы. Это
второй показатель низкой эффективности продаж МЛМ.Юридически в России нет МЛМ-компаний. Те компании, которые мы знаем как МЛМ, занимаются оптовой и розничной торговлей, какие-то из них оказывают юридические или страховые услуги. Компании, входящие в мировую десятку МЛМ-компаний, в России показывают довольно скромные результаты, какие-то из них годами являются убыточными. Их объёмы продаж не могут соревноваться с крупными и средними торговыми сетями (METRO K&K, Лента, Ашан, Светофор и т.д.). Это третий показатель низкой эффективности.
Есть ли кто-то из партнёров МЛМ в списках богатейших людей Форбс - с миллиардными состояниями нет никого. Нет в тех списках и большинства владельцев таких компаний. Владелец компании Mary Kay Ричард Раймонд Роджерс вошёл в список Форбс с миллиардом долларов только в 2013 году, через 50 лет после создания компании. Это тоже, хотя и косвенный, показатель эффективности продаж в МЛМ.
Главное правило МЛМ: "Первая продажа за 100% розничной цены". Нельзя предлагать сотрудничество людям, у которых нет возможности приобретать товары компании за полную стоимость. Хотя бы потому, что их основной круг общения имеет такие же или ещё более низкие доходы. В погоне за быстрыми результатами партнёры компаний часто игнорируют это правило. Если в 1990-х МЛМ были альтернативой работе по найму, то сейчас её фактически нет.
Маркетинговые планы сложно сравнивать, потому что они рассчитываются на создание и развитие групп продавцов, а сейчас это удаётся крайне небольшому числу партнёров. Правильнее сказать, что высокие чеки вознаграждений получают те, кто сумел в 1990-х и до 2008 гг. создать сильные группы, имеет колоссальный опыт работы с людьми. Нельзя сказать, что новичок не сможет создать свою сильную группу, может и его чеки могут быть выше, чем у "старожилов", только усилий для этого потребуется гораздо больше.
Важный момент. Поскольку сейчас у Федеральной налоговой службы России работает сервис "Прозрачный бизнес", то имеет смысл до того, как принять решение о сотрудничестве с МЛМ-компанией просмотреть данные о её гос.регистрации. Данные бухгалтерской отчётности за несколько тоже легко найти в интернете. Обязательно внимательно изучить договор, чтобы понимать, что конкретно обязуется делать компания, какие у её партнёра права и обязанности. Потому что, увы, какие-то из компаний в своей рекламе и через партнёров дают недостоверную информацию. Доверяй, но проверяй)
Итак, партнёрство в МЛМ может быть выгодным, если это "сеть продавцов" (высокие чеки комиссии), уникальные товары или у них более дорогие аналоги, много покупателей с высоким уровнем дохода, у компании привлекательная философия и надёжная репутация.
Дополнительная информация: