"Надо любить себя" - фраза, как вы верно подметили, расхожая, т.е. смысл слов, составляющих эту фразу, расходится со смыслом самой фразы. Как мне представляется, авторство здесь нужно приписать маркетологам, потому что она, очевидно, пересекается с болтовнёй в стиле "ведь вы этого достойны". Но не будем останавливаться на этом оценочном суждении, и рассмотрим вопрос более объективно.
Призывы любить себя с точки зрения маркетинга подталкивают человека к удовлетворению своих желаний. Но удовлетворение желаний, особенно если эти желания приводят к проблемам со здоровьем или к чрезмерным тратам, не имеет никакой связи с любовью к себе. Ведь человек изначально любит себя, потому что любовь к себе - это инстинкт самосохранения. Удовлетворение желаний с одной стороны действительно является заботой о себе любимом, ведь в животном мире удовлетворение желаний напрямую связано с выживанием, т.к. желания животных именно и направлены на выживание. В животном мире нет сахара, фастфуда, алкоголя и пр. Именно поэтому сознательная рефлексия зачастую противоречит цели. Так например, курящий человек может ненавидеть себя за то, что не может избавиться от привычки. С одной стороны очередная сигарета - это попытка избавиться от стрессе, связанного с падением уровня никотина и изменением своей привычки, а стрессовая реакция - это и есть то, что обусловлено инстинктом самосохранения, т.е. любовью к себе. Изменение привычного поведения воспринимается биологической сущностью, как опасность, и требует восстановления спокойствия. То есть, каждая сигарета - это любовь к себе, но осознание неспособности бросить курить (совершать покупки, есть сладкое, употреблять алкоголь, брать кредиты) - есть причина уже сознательной нелюбви к себе, потому что любовь - это в том числе беспокойство по поводу будущего. Ведь мы не будем кормить детей одним шоколадом, считая удовлетворение желаний ребёнка признаком любви. Любовь в данном случае - это также предотвращение страданий в будущем.
"Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы" - известная фраза, но мало кто об этом думает, слыша призыв "возлюбить себя". Совокупное количество страданий, которое человек может перенести в жизни, значительно превосходит совокупное удовольствие. Даже элементарное несварение желудка лишает человека способности радоваться значительным вещам. То же самое относится и к удовольствию/неудовольствию психического характера. Любовь к себе, в таком случае, должна неизбежно преследовать цель избежать дополнительных страданий, а не получить как можно больше удовольствия, ведь удовольствие не компенсирует страдание. Потеря 100 рублей компенсируется в эмоциональном плане находкой 200 рублей (это результаты научных исследований).
Страдания психического характера гораздо чаще приводят человека к суициду, чем физические страдания. Следовательно, экзистенциальный кризис (кризис смысла жизни) от осознания бесполезно потраченных десятков лет и отсутствия перспектив впереди, - это самое страшное, чего думающему человеку следует опасаться. Но каждое удовольствие в первой половине жизни - это горечь по утраченной молодости во второй половине жизни. Поэтому стоит с осторожностью смотреть к призыву любить себя, являющемуся инструментом маркетинга. Касательно же удовольствий юности и кризиса бессмысленности в зрелые годы - этот вопрос требует глубокого анализа и выходит за рамки данного контекста. Если же вас эта непривычная мысль приводит в замешательство, то я рекомендую вам книгу "Афоризмы житейской мудрости" А.Шопенгауэра, в которой этот вопрос рассмотрен основательно.
Призыв любви к себе также следует рассмотреть с точки зрения возможности полюбить себя. Можете ли вы полюбить другого человека, если вы его не любите? Очевидно, что нет. Невозможность эта исходит из того, что любовь - это чувство, которое не получится испытать посредство логической аргументации. Следовательно, если нам нужно полюбить себя сознательно, то речь может идти лишь о том, чтобы уважать себя, ценить себя как личность, быть довольным собой, не испытывать стыда за себя и т.п. Сознательная "любовь" идёт не от чувств, а от аргументации, а значит быть довольным собой можно только почему-то, а не просто так. Иными словами, полюбить себя таким, какой ты есть, - точно не выйдет, потому что такой, какой ты есть, ты либо уже себя любишь, либо уже не полюбишь, пока ничего не изменится. Почеркну ещё раз, что здесь уже речь идёт о сознательной "любви", поэтому слово "любовь" здесь носит несколько иной смысл.
Чтобы сознательно что-то полюбить, мы должны к этому чему-то приложить свои усилия. Так например, цветок, который вы заботливо вырастили у себя дома, гораздо более вам любим, чем цветок на чужом окне. Следовательно, чтобы полюбить себя. нужно вложить в себя свои усилия, т.е. нужно развиваться. В данном случае рекомендация проста: представьте себе человека, личными качествами(!) которого вы восхищаетесь. Именно личными качествами, а не внешними атрибутами. Так вот, эти личные качества должны стать вашими, тогда вы полюбите себя сначала сознательно, а потом и чувственно. Личные качества не имеют ничего общего с заботой о себе любимом и постоянной концентрации на своём Я. Концентрация на себе всегда способствует разочарованию, потому что мы биологически не приспособлены к тому, чтобы жить сами с собой. Мы биологически заточены на общественное поведение. Но из этого, однако, не следует, что вы должны пытаться кому-то понравиться, нет, вы должны пытаться стать версией себя, которая вас восхищает.
Помимо вышесказанного, нужно учитывать, что любить себя и бояться быть с собой наедине - это противоречие. Любить себя - уметь быть наедине с собой, без смартфонов, телевизоров, развлечений и пр. Если человек избегает одиночества, значит избегает себя. Станете ли вы избегать встречи с любимым человеком? Довольный собой человек любит находиться в одиночестве, он получает удовольствие от своих мыслей, своего мировоззрения и своего пройденного пути.
Теперь приведу конкретные рекомендации: чтобы развить в себе те качества, которые вам хотелось бы иметь, необходимо узнать, кто из великих людей обладал этими качествами. Великих стоит выбирать среди тех, кто умер хотя бы 100 лет назад, но здесь выдержка прямо говорит о качестве. Книги этих людей, которые обладали столь притягательными для вас качествами, - это невероятно простой способ провести время с удовольствием и пользой. Речь идёт не об одной-двух книга, речь идёт о том, чтобы изучить всё, что сотворил гений. Чем больше количество томов в полном собрании сочинений - тем, безусловно, лучше!
"Человек ничему так не завидует, как личным качествам другого человека, и ничто так тщательно не скрывает, как эту зависть к личным качествам" (Артур Шопенгауэр).