Икона на Руси считалась не просто изображением Христа, Богородицы или какого-нибудь святого, это было своеобразное окно в иной, духовный, высший мир. Поэтому в русских избах были специальные ниши для икон, напоминавшие окна и называемые божницами, которые могли закрываться ставнями или занавешиваться шторками во время, например, шумных пирушек с обильными возлияниями или супружеских утех. Если же в доме случалось какое-либо небогоугодное происшествие (скандал, кража или обман), то иконы вообще выносили вон из избы. Отсюда пошло выражение "хоть святых выноси".
В старину иконы не продавали и не покупали, это считалось оскорблением для того святого образа, который был на ней изображён. Иконы "обменивались" в иконных лавках. Так называемый обмен происходил молча, покупатель клал на прилавок деньги и глазами указывал на ту икону, которая приглянулась. Если сумма устраивала продавца, то он молча забирал деньги и отдавал понравившуюся покупателю икону, если нет, то так же молча отодвигал деньги до тех пор, пока требуемая сумма не оказывалась на столе.
Старые образа никогда не выбрасывались, их хоронили, как людей, на кладбище или в саду под деревьями, часто пускали по течению реки.
Если икона вдруг сгорала, то нельзя было так просто об этом сказать, вместо этого говорили, что она "вознеслась на небо". Всё это являлось свидетельством величайшего уважения, почитания и любви не только к иконе, но в первую очередь к первообразу на ней изображённому.