Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

На какие критерии опираются психологи при выделении нижней и верхней границы юности? В чем смысл выделения стадий ранней и поздней юности?

ПсихологияПомощь с учебой+1
Настя Юркова
  ·   · 1,6 K
Лучший
Служитель в церкви. Душепопечитель.   · 23 апр 2020

Границы эти условны. В разных классификациях определяются по-разному. Некоторые психологи вообще не выделяют юность к отдельный период, считая его просто частью подросткового, его завершением, или переходным, промежуточным. Но если уж браться за этот период, как самостоятельный, то имеет смысл определить его суть в контексте модели человека в психологии вообще, и связать эту модель со спецификой возрастных характеристик. Завершение, окончание юности должно ознаменоваться выходом человека во взрослую жизнь. Значит, верхняя граница юности соответствует достижению человеком в биологическом плане - полной половой зрелости (стабилизация всех гормональных изменений, прекращение чрезмерных всплесков) и физического развития (почти полное прекрашение роста костей, стабилизация роста мышечной массы). В психическом плане - полная (или адекватная) эмоциональная компетентность и самостоятельность, самоосознание, самоконтроль эмоциональных состояний. В духовном плане - осознание основных личных жизненных смыслов и ценностей, умение выбирать стратегии саморазвития, умение обучаться самостоятельно, овладевать нужными новыми навыками и умениями. В социальном плане - социальная (в т.ч. экономическая) независимость, самостоятельность, чувство свободы выбора, умение принимать изменчивость социума и умение выдерживать необходимую безопасную позицию, понимание, принятие и ориентация в сложных иерархических отношениях, признание самостоятельных прав и свобод других членов социума, готовность принять на себя ответственность за других, в т.ч. за свою семью.
На нижней границе на биологическом уровне - способность к воспроизводсву достигнута, но остаются гормональные всплески, кости и мышцы все еще растут, но уже не так интенсивно. Человек физически выглядит практически полностью, как взрослый человек, не считая некоторых намеков на неуклюжесть изза неполной адоптации к растущим членам тела. В эмоциональном плане - активный рост эмоциональной компетентности, освоение навыков самоконтроля, соотношение своих эмоций с переживаниями других людей. В духовном плане - поиск себя, поиск основных смыслов жизни, амбиции, отчуждение себя от родителей до противопоставления. В социальном плане - чувство свободы выбора круга общения, отрицание кумиров среди более старших знакомых, выбор образа для подражания среди известных публичных звезд и лидеров, активный поиск своего призвания, выбор специальности и направления для образования, творческие порывы, слабое понимание иерархических связей в социуме, но обостренное чувство преданности братству, компании друзей, кодекс чести в круге близкого общения.