Образное — скорее не мышление, а отражение восприятий в сознании. Легче или сложнее — вопрос воспитания, типа нервной системы, и массы других факторов.
Люди, которые видят образы в хронологической последовательности с полным набором восприятий (запах, освещенность, чувство гравитации, скорости) — большая редкость. Это «эйдетическое восприятие». Такой человек может пролететь над местностью и по памяти нарисовать карту. Посмотреть на человека и по памяти нарисовать портрет.
Если попроще, то представить отдельный образ или восприятие другой модальности может почти каждый (если не болен).
- представьте оранжевый апельсин,
- почувствуйте вкус лимона,
- почувствуйте, давление на попу стула (если сидите) или на подошву пола (если стоите),
- вспомните, что лежит у вас на полке в холодильнике (получите картинку с запахами).
Конечно, люди, которым наглухо отбили воспитанием эмоциональную сферу и рефлексию восприятий, испытают трудности, если их попросят вспомнить лицо мамы.
Тогда им надо давать негативные задания:
- «не думать о белой обезьяне».
Иногда у «отбитых» логиков включается образное восприятие в экстренных случаях. Например, оставил новенькое авто под знаком «остановка запрещена». Такой человек может представить и авто, и знак, и эвакуатор, и платежный терминал для оплаты штрафа.
Если бы ребенок мог выбирать, чему обучаться — мышлению или образному восприятию, то логика была бы проще. Это простые формулы: «все огурцы зеленые, все помидоры красные, следовательно помидоры не огурцы». «2+2=4». «Если бита и мяч вместе стоят доллар 10 центов, и бита на доллар дороже, то мяч стоит 5 центов, а бита доллар и 5 центов».
Но поскольку восприятия — это то, с чем ребенок уже рождается и развивается, при этом в первые годы объем мозгла увеличивается втрое, то образное восприятие усваивается естественным образом в период бурной нейронной активности. А вот абстрактно-логическое мышление навязывают позже — в школе, когда ребенку уже отбили познавательные потребности и заблокировали восприятия воспитанием. С этой точки зрения учиться логике сложнее. Логика нелогична, мозги уже не работают, учителя и родители наседают.
Есть версия, что это именно та причина, по который многие не помнят раннее детство. Ранние детские воспоминания хранятся в той модальности, в которой получены (зрительные — в картинках, осязательные — во вкусах, обонятельные — в запахах, тактильные в ощущениях кожи, вестибулярные — в ощущениях верха-низа, инерции, гравитации). Позже «мозг оцифровывают», и человек запоминает не образы и восприятия, а свои суждения о них, абстрагируется, оречевляет их. «Записывает в память текстом». Такому человеку будет сложно вернуться к образам.