"Купил ушами" - Это фраза, которую инсайдеры из мира искусства используют для описания того, как некоторые коллекционеры-новички рабски приобретают работы из-за имени автора, о котором все говорят.
«Серьезные» коллекционеры, с другой стороны (так гласит давно принятая мудрость), тратят десятилетия на развитие взгляда, который может безошибочно отличать вечное от модного, в результате чего дома, наполненные произведениями искусства, являются примером некоего подтвержденного музеями канона, который кстати во многом определяется белыми мужчинами.
Так звучит современная теория арт-рынка. Но как это можно соотнести с с реалиями сегодняшней культуры коллекционирования, в которой искусство, более чем когда-либо, используется как спекулятивный актив, который нужно перебрасывать, хеджировать или копить? И как мы можем цепляться за понятие некоего «канона», когда на современных аукционах работы великих имен, таких как Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн, продаются рядом с искусством, сделанным ИИ? (Sotheby's октябрь 2018 г.)
Covid-19 закрыл живые аукционы, ярмарки и выставки. Но динамика, определяемая возрастающими финансами, сохраняется. По сути, покупатели делают ставку либо на красное, либо на синее, спекулируя в краткосрочной перспективе на горячее «будущее» ранней карьеры или вкладывая долгосрочные средства в устоявшееся имя голубых фишек.
Сейчас, в отсутствие громких трофеев, продающихся на живых аукционах по цене более 100 миллионов долларов, большую часть шума на рынке создают именно молодые молодые артисты, особенно NFT-художники, или работающие с технологиями, для американского рынка еще неплохо, если они темнокожие и / или женщины.
Но при этом большая ошибка считать, что коллекционеры покупают работу такого-то художника под таким-то названием. Нет, нет, и еще раз нет, они не покупают это произведение. Они покупают будущее, потенциал, статус, доступ, социальную жизнь. В основном коллекционеры покупают деньги или потенциальные деньги. Нередко коллекционеры покупают работы, не имея никакого желания их видеть, не говоря уже о том, чтобы жить с ними в одном пространстве. Работа покупается исключительно с намерением отправить ее прямо в хранилище, чтобы она оставалась и накапливала ценность до момента перепродажи. Как можно догадаться, арт-рынок перегружен и оторван от экономических реалий большинства людей.
Хотя конечно есть коллекционеры, которые в самом деле любят искусство. Просто они тратят не такие значительные суммы, в тех сделках не идет речь миллионах долларов. И то, что они покупают, не дойдет до ушей коллекционеров-новичков.
Вывод: для большинства коллекционеров автор и так уже давно умер, просто этого никто не заметил.